Как учитываются доходы и расходы доверительного управляющего от реализации имущества, переданного по договору доверительного управления, для целей налогообложения прибыли?

Ответ: В соответствии с п.1 ст.1020 Гражданского кодекса РФ доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление. Распоряжение недвижимым имуществом доверительный управляющий осуществляет в случаях, предусмотренных договором доверительного управления.

Согласно п.4 указанной статьи доверительный управляющий представляет учредителю управления и выгодоприобретателю отчет о своей деятельности в сроки и в порядке, которые установлены договором доверительного управления имуществом.

Пунктом 2 ст.276 НК РФ установлено, что для целей гл.25 НК РФ имущество (в том числе имущественные права), переданное по договору доверительного управления имуществом, не признается доходом доверительного управляющего. Вознаграждение, получаемое доверительным управляющим в течение срока действия договора доверительного управления имуществом, является его доходом от реализации и подлежит налогообложению в установленном порядке. При этом расходы, связанные с осуществлением доверительного управления, признаются расходами доверительного управляющего, если в договоре доверительного управления имуществом не предусмотрено возмещение указанных расходов учредителем доверительного управления. Доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом финансовый результат по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученном финансовом результате (по каждому виду доходов) для учета этого результата учредителем управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы.

Согласно п.3 указанной статьи доходы учредителя доверительного управления в рамках договора доверительного управления имуществом включаются в состав его внереализационных доходов. Расходы, связанные с осуществлением договора доверительного управления имуществом (включая амортизацию имущества, а также вознаграждение доверительного управляющего), признаются внереализационными расходами учредителя управления.

Таким образом, доверительный управляющий обязан определять ежемесячно и представлять учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученном финансовом результате по каждому виду доходов по доверительному управлению имуществом для учета этого результата учредителем управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы. Доходы доверительного управляющего от реализации имущества, переданного по договору доверительного управления, для целей налогообложения прибыли включаются в состав внереализационных доходов, расходы, связанные с реализацией указанного имущества, - в состав внереализационных расходов.

Е. Н.Сивошенкова

Советник налоговой службы РФ

III ранга

02.12.2003