В соответствии с Поручением Президента РФ от 20.05.2002 N Пр-864 в государстве и его регионах должны быть приняты меры по укреплению материальной базы организаций инвалидов и полному исполнению Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Учитывая вышеизложенное, региональная общественная организация инвалидов просит дать разъяснения по следующим вопросам

1. В соответствии с Инструкцией Фонда социального страхования РФ в случае болезни инвалида выплата по больничному листу уменьшает фонд оплаты труда, учитываемый при установлении льготы по единому социальному налогу по пп.2 п.1 ст.239 НК РФ. Учитывая, что инвалиды часто и подолгу болеют, указанная норма практически лишает этой льготы организации инвалидов. Возможно ли изменение действующего порядка определения фонда оплаты труда общественных организаций инвалидов для целей ЕСН?

2. В соответствии с пп.2 п.3 ст.149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация товаров (работ, услуг), производимых общественными организациями инвалидов, а также хозяйственными обществами, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций инвалидов, а среди их работников численность инвалидов составляет не менее 50%.

Вместе с тем согласно пп.1 п.2 ст.170 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), производимых общественными организациями инвалидов, освобожденных от обложения НДС в соответствии с пп.2 п.3 ст.149 НК РФ, суммы данного налога, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).

Кроме того, в соответствии с п.5 ст.168 НК РФ общественные организации инвалидов обязаны выставлять счета-фактуры без выделения в них сумм НДС. В результате потребители продукции, произведенной общественными организациями, в соответствии с пп.1 п.2 ст.171 НК РФ также не имеют права на вычет НДС.

Указанные нормы создают для организаций инвалидов неравные с другими субъектами условия хозяйственной деятельности, обусловливают неконкурентоспособность продукции, производимой инвалидами.

На наш взгляд, следует полностью исключить п.5 ст.168, пп.1 п.2 ст.170 из Налогового кодекса РФ, в результате чего общественные организации инвалидов будут уравнены с остальными налогоплательщиками, должны будут выделять НДС в счетах-фактурах и передавать его потребителям, а от уплаты НДС в бюджет будут освобождены, что и будет представлять собой государственную льготу.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 ноября 2003 г. N 04-03-01/167

В связи с письмом по вопросам государственной поддержки общественных организаций инвалидов Минфин России сообщает следующее.

По вопросу определения фонда оплаты труда общественных организаций инвалидов для целей единого социального налога.

Правоотношения, связанные с уплатой единого социального налога, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пп.2 п.1 ст.239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, освобождаются от уплаты единого социального налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника, если среднесписочная численность инвалидов в этих организациях составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов.

Состав фонда заработной платы определяется Госкомстатом России. При этом согласно Постановлению Госкомстата России от 28.10.2003 N 98 в фонде заработной платы не учитываются пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).

Вопрос о необходимости изменения действующего порядка формирования фонда заработной платы, по нашему мнению, требует более детального анализа.

Что касается Инструкции о порядке расходования средств Фонда, упомянутой в письме, то она определяет порядок расходования средств обязательного социального страхования, образуемых за счет сумм единого социального налога, единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и других поступлений, зачисляемых в Фонд, и не регулирует вопросы соотношения фонда оплаты труда и расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности. Расходование средств обязательного социального страхования (в том числе и на выплату пособий по временной нетрудоспособности) осуществляется Фондом, а также страхователями в соответствии с федеральными законами, в том числе федеральными законами о бюджете Фонда на соответствующий финансовый год, и иными нормативными правовыми актами по расходованию средств обязательного социального страхования.

По вопросу освобождения общественных организаций инвалидов от обязанностей плательщиков налога на добавленную стоимость, связанных с уплатой этого налога в бюджет.

Как правомерно указано в письме, на основании пп.1 п.2 ст.170 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения налогом на добавленную стоимость, в том числе производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов, суммы данного налога, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).

Согласно п.5 ст.149 Кодекса налогоплательщики, в том числе общественные организации инвалидов и организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, осуществляющие операции по реализации товаров (работ, услуг), вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В случае отказа от применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость указанные организации будут иметь право при реализации производимых ими товаров (работ, услуг) указывать соответствующие суммы налога на добавленную стоимость в счетах-фактурах, выставляемых в адрес покупателей этих товаров (работ, услуг), а также уменьшать сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате в бюджет, на суммы налога, уплаченные ими при приобретении товаров (работ, услуг).

Что касается предложения об освобождении указанных организаций от обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость, связанных с уплатой этого налога в бюджет, то, учитывая, что в настоящее время основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу определяют в качестве главного направления развития налоговой реформы создание равного режима налогообложения для всех субъектов экономической деятельности путем расширения налоговой базы и сокращения числа налоговых льгот, указанное предложение не поддерживается.

Руководитель Департамента

налоговой политики

А. И.ИВАНЕЕВ

28.11.2003