Индивидуальный предприниматель, у которого вид предпринимательской деятельности связан с оказанием транспортных услуг, заключил с организацией договор на размещение рекламы своих услуг на микроавтобусе. Произведенные по договору работы индивидуальный предприниматель расценил как размещение наружной рекламы и всю стоимость, уплаченную по договору, отнес на расходы

Насколько правомерны такие действия?

Ответ: Статьей 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" установлено, что реклама - это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

В соответствии с п.1 ст.221 Налогового кодекса РФ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

Согласно пп.28 п.1 ст.264 НК РФ к прочим расходам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых услуг, с учетом положений п.4 названной статьи. В п.4 ст.264 НК РФ указаны три группы расходов на рекламу, которые принимаются на расходы в полном объеме, а именно:

расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов.

Остальные расходы учитываются только в пределах 1 процента выручки от реализации за отчетный налоговый период.

В соответствии со ст.14 Федерального закона N 108-ФЗ наружная реклама может быть размещена только в виде плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств стабильного территориального размещения. Реклама, размещенная на транспортных средствах, не относится к наружной рекламе, следовательно, для целей налогообложения по налогу на доходы расходы на нее признаются в размере, не превышающем 1 процента полученных доходов от осуществления предпринимательской деятельности по оказанию услуг.

Н. Н.Стельмах

Советник налоговой службы РФ

II ранга

26.11.2003