Могут ли быть квалифицированы в целях налогообложения прибыли в качестве расходов на рекламу затраты организации оптовой торговли на изготовление и почтовую рассылку каталогов, реализуемых потенциальным покупателям товаров?

Как указанные расходы отражаются в налоговой декларации по налогу на прибыль торговой организации?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 24 ноября 2003 г. N 26-12/65176

В соответствии с п.1 ст.252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.270 НК РФ).

Как следует из смысла ст.252 НК РФ, для того чтобы расходы могли быть учтены для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, должны быть выполнены как минимум три условия, в том числе расходы должны быть связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

Следовательно, расходы в отсутствие хозяйственной деятельности, в том числе косвенные расходы по организации деятельности, не могут быть учтены для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль. (Основание: Письмо МНС России от 10.09.2002 N 02-5-11/202-АД088)

Согласно п.4 ст.264 НК РФ к расходам организации на рекламу относятся в том числе расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией.

Статьей 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 108-ФЗ) определено понятие "реклама": "Реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому или юридическому лицам, товарам, идеям, начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний".

В соответствии с п.2 ст.15 Закона N 108-ФЗ распространение рекламной информации на почтовых отправлениях осуществляется только с разрешения федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого входят вопросы почтовой связи. Порядок выдачи разрешений и размер взимаемой за это платы определяются указанным органом.

Учитывая, что ст.2 Закона N 108-ФЗ установлено, что рекламная информация должна быть предназначена для неопределенного круга лиц, то затраты организации оптовой торговли на изготовление и почтовую рассылку (с учетом расходов на тиражирование) каталогов реализуемых товаров заранее определенному кругу потенциальных покупателей - юридических лиц не могут быть классифицированы как расходы на рекламу.

В случае если указанная торговая организация несет расходы, связанные с изготовлением и рассылкой каталогов, содержащих информацию о номенклатуре и цене предлагаемых к продаже товаров, заранее определенным организациям - потенциальным покупателям, и при этом к каталогам прилагаются типовые договоры поставки с информацией об условиях поставки товара, то данные расходы можно классифицировать как индивидуальную оферту по ст.435 Гражданского кодекса Российской Федерации, а в целях налогообложения прибыли - учитывать их в полной сумме как прочие расходы по производству и реализации, связанные с заключением договоров, в периоде получения доходов по этим договорам.

Указанные расходы отражаются при заполнении налоговой декларации в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, согласно Инструкции по заполнению Декларации по налогу на прибыль организации, утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585.

Основание: Письмо МНС России от 10.09.2002 N 02-5-11/202-АД088.

Заместитель

руководителя Управления

советник налоговой службы I ранга

А. А.ГЛИНКИН

24.11.2003