Кому ликвидация - кому компенсация
А. АБАТУРОВА
Анна Абатурова, юрист, г. Уфа.
Компенсация подлежит начислению и выплате только работникам, осуществляющим действия по поиску новой работы.
Могут ли уволенные в связи с ликвидацией организации работники, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до полутора лет, быть признаны безработными или же такие лица отвечают признакам занятых граждан?
В случае ликвидации организации увольняемым работникам и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, не достигшим возраста полутора лет, должны предоставляться гарантии и денежная компенсация. Рассмотрим нюансы этой ситуации.
Расторжение договора
В России женщине гарантируется предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет на основании ее письменного заявления (ст. 256 ТК РФ). Отпуск по уходу за ребенком может быть использован полностью или частично также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другими родственниками и опекунами, фактически осуществляющими уход за ребенком.
Матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и обладают правом на начисление и выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком (ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").
Действующее трудовое законодательство содержит запрет на увольнение работников по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.
Что делать в случае, когда участниками общества принято решение ликвидировать организацию?
Согласно ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя (ст. 81).
В данном случае ликвидация организации является исключительным основанием для увольнения по инициативе работодателя работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.
Работодатель должен предупредить работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (абз. 2 ст. 180 ТК РФ).
Выходное пособие
Помимо этого, работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 180 ТК РФ).
В данном случае совершенно не важно, от какой стороны исходит инициатива (работодателя или работника) к досрочному расторжению трудового договора по данному основанию. Важно только, чтобы согласие работника (его желание) было выражено в письменной форме. Стоит также дополнительно заметить, что такая компенсация подлежит выплате работнику сверх других компенсаций, предусмотренных ТК РФ, которые будут рассмотрены ниже.
В ТК РФ сказано: "При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка..." (абз. 1 ст. 178).
При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника (ст. 140 ТК РФ).
Установлено, что после принятия участниками общества решения о ликвидации юридического лица подлежит решению вопрос об избрании ликвидационной комиссии. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (ст. 62 ГК РФ).
Уволенному работнику гарантировано сохранение среднемесячного заработка за период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения, а в исключительных случаях - в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ст. 178 ТК РФ).
Существует несколько точек зрения в отношении необходимости выплаты данной компенсации увольняемым в связи с ликвидацией организации работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком.
Есть мнение, что данная компенсация подлежит выплате всем работникам без исключения. Мотивы следующие:
- расторжение трудового договора влечет прекращение трудовых отношений, что, в свою очередь, прекращает нахождение такого работника в отпуске по уходу за ребенком. Таким образом, с этого момента уволенный по основанию ликвидации организации работник должен признаваться безработным. Ввиду признания данных лиц безработными у них фактически возникает возможность осуществить свое право на трудоустройство. А выплата является не чем иным как компенсационной мерой;
- действующее трудовое законодательство не содержит ограничений в отношении начисления и выплаты среднемесячного заработка в период трудоустройства уволенным работникам, фактически осуществляющим уход за детьми в возрасте до полутора лет, которым производится выплата пособия по уходу за ребенком;
- лишение уволенного работника права на получение среднемесячного заработка на период трудоустройства ущемляет права таких работников на трудоустройство.
Мы не согласны с вышеперечисленными доводами и полагаем, что сохранение среднемесячного заработка за увольняемым в связи с ликвидацией организации работником, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, является неправомерным и нарушающим права и законные интересы кредиторов организации.
Противоречия
Среднемесячный заработок подлежит сохранению за работником на период его трудоустройства, то есть данная мера введена законодателем как мера компенсационного характера (ст. 178 ТК РФ).
Так как данная мера является компенсационной, она подлежит начислению и выплате только работникам, осуществляющим действия по поиску новой работы. Более того, некоторыми судебными инстанциями отмечалось, что предусмотренный действующим трудовым законодательством порядок сохранения среднемесячного заработка является не чем иным как мерой социальной защиты безработных.
Вопрос: могут ли уволенные работники в связи с ликвидацией организации и осуществляющие уход за ребенком в возрасте до полутора лет, быть признаны безработными или же такие лица отвечают признакам занятых граждан?
Для ответа необходимо обратиться к Закону РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", согласно ст. 1 которого под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Статья 2 Закона N 1032-1 перечисляет группы граждан признаваемые в свете Закона занятыми.
Мы полагаем, что отсутствие указания в данном перечне на лиц, осуществляющих уход за детьми, не достигшими полутора лет, является всего лишь упущением законодателя. Их можно отнести к числу занятых в силу соответствия их признакам, изложенным в определении занятости, изложенном в ст. 1 Закона N 1032-1.
Из определения можно выделить следующие признаки занятости:
- деятельность граждан связана с удовлетворением личных и общественных потребностей;
- данная деятельность граждан приносит, как правило, им заработок или трудовой доход.
У вас ребенок до полутора лет
Итак, является ли лицо, осуществляющее уход за ребенком до полутора лет, занятым?
По нашему мнению, данные лица вполне могут быть признаны занятыми, так как осуществляемый ими вид деятельности - уход за ребенком предназначен для удовлетворения как личных, так и общественных потребностей.
Что же касается наличия у данных лиц дохода, то мы полагаем, что они обладают доходом, который состоит из пособия по уходу за ребенком, не достигшим полутора лет, в силу положений НК РФ отнесенное к доходам, не подлежащим налогообложению.
Как отмечалось, работники организации, осуществляющие уход за ребенком и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и обладают правом на начисление и выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Однако с расторжением трудового договора и, как следствие, прекращением трудовых отношений указанные лица не утрачивают право на получение пособия по уходу за ребенком (ст. ст. 13 и 14 Закона N 81-ФЗ).
Лицам, указанным в абзацах втором - пятом ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ (абз. 1 ст. 14), ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации, имеют право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком (абз. 5 ч. 1 ст. 13 Закона N 81-ФЗ).
Таким образом, лица, фактически осуществляющие уход за детьми, не достигшими полутора лет, получающие пособие по уходу за таким ребенком, отвечают всем признакам занятости. Не относятся ли данные уволенные граждане к числу безработных?
Согласно Закону N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 3).
Таким образом, для признания лица безработным необходимо соблюсти несколько условий: лицо не должно иметь работы и заработка; лицо должно быть зарегистрировано в службе занятости в целях поиска подходящей работы; лицо должно быть готово приступить к работе.
Готовность гражданина приступить к работе является важным признаком, так как отказ от двух вариантов подходящей работы, предложенных службой занятости со дня регистрации в органах службы занятости, влечет отказ в признании гражданина безработным (п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1).
Итак, лица, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до полутора лет, получающие пособие по уходу за ребенком, не могут быть признаны безработными гражданами. Данные выводы подтверждаются и положением, изложенным в ст. 13 Закона N 81-ФЗ, согласно которому лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.
Случаи из судебной практики
На деле предусмотренная трудовым законодательством мера по сохранению за уволенным в связи с ликвидацией работником среднего месячного заработка на период трудоустройства носит компенсационный характер и предоставляется уволенному лицу только на период трудоустройства (ст. 178 ТК РФ). Кроме того, она является мерой социальной защиты безработных.
Так как лицо, фактически осуществляющее уход за ребенком, не достигшим возраста полутора лет, получающее пособие по безработице, не может быть признано безработным, следовательно, у работодателя не возникает обязанности по выплате уволенному работнику компенсации в виде сохранения за работником среднего месячного заработка.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день отсутствуют какие-либо разъяснения уполномоченных органов, а также сложившаяся судебная практика по данному вопросу, что, безусловно, осложняет ситуацию. Стоит также признать, что при возникновении подобной ситуации и инициировании уполномоченными органами проведения проверки в отношении работодателя уполномоченные органы могут не принять приведенную в статье точку зрения.
В связи с отсутствием по данному вопросу практики судебные органы при вынесении решения могут воспользоваться судебными актами, выносимыми при схожих обстоятельствах, в частности, судебными актами, выносимыми по вопросу выплаты уволенным в связи с ликвидацией организации работникам-пенсионерам среднего месячного заработка за второй и третий месяцы.
Так, судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда 10.06.2010, рассмотрев в открытом судебном заседании дело N 33-2930 о выплате работнику-пенсионеру среднемесячного заработка на период трудоустройства, пришла к выводу, что среднемесячный заработок подлежит выплате работнику за второй месяц нетрудоустройства работника независимо от причин задержки в трудоустройстве, а факт того, что истец по делу является пенсионером, по логике суда не имеет юридического значения для разрешения спора.
Однако данное судебное решение является единичным. В судебной практике имеются случаи, когда за третий месяц после увольнения средний заработок за работником-пенсионером не сохранялся, поскольку последний не мог быть признан безработным, о чем свидетельствуют Определения от 20.05.2010 по делу N 33-9839, от 28.09.2010 по делу N 33-18814, от 07.10.2010 по делу N 33-19240, от 07.10.2010 по делу N 33-19239/2010.
Следует помнить, что в случае, если вами будет принято решение воспользоваться приведенной точкой зрения при возникновении схожей ситуации, вы можете столкнуться с непониманием со стороны уполномоченных органов, что неминуемо приведет к необходимости отстаивать свою точку зрения в суде.
------------------------------------------------------------------