Каков порядок определения расходов на оплату труда налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения?
Ответ: В соответствии с пп.6 п.1 ст.346.16 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы на оплату труда определяются с учетом требований ст.255 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с данной нормой в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Наряду с изложенным следует обратить внимание на выплаты сотрудникам, осуществляемые за счет Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ), так как налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в соответствии с п.2 ст.346.11 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты единого социального налога (ЕСН), в связи с чем они не уплачивают взносы в ФСС РФ. Вместе с тем оплата больничных листов и ряда других выплат должна осуществляться за счет средств ФСС РФ. Здесь следует иметь в виду ст.2 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ, вводящего упрощенную систему налогообложения. Согласно данной статье 5% ЕСН перечисляются в ФСС РФ. Однако налогоплательщикам не предоставлено право уменьшать сумму налога, причитающуюся к уплате в ФСС РФ (5%), на величину пособий, выплаченных работодателем за счет средств Фонда. Поэтому суммы пособий будут перечисляться налогоплательщику непосредственно со счетов ФСС РФ.
Е. Н.Исакина
Советник налоговой службы РФ
II ранга
21.11.2003