Можно ли относить проценты по реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам к прочим внереализационным расходам, прямо не поименованным в ст.265 Налогового кодекса Российской Федерации?

Ответ: Подпунктом 2 п.1 ст.265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что к внереализационным расходам, не связанным с производством и реализацией, относятся расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком, с учетом особенностей, предусмотренных ст.269 Кодекса.

На основании ст.269 Кодекса под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации под кредитом понимается предоставление средств на возвратной и возмездной основе.

Таким образом, реструктуризация задолженности по налогам и сборам не является кредитом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Реструктуризация задолженности юридического лица по налогам и сборам не является также и налоговым кредитом.

В соответствии с п.1 ст.1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Согласно ч.1 ст.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в ст.1 данного Кодекса.

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" принято во исполнение Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год". Следовательно, Постановление является нормативным правовым актом, регулирующим бюджетные правоотношения (п.2 ст.3 Бюджетного кодекса РФ), а не актом законодательства о налогах и сборах.

На основании вышеизложенного проценты с сумм задолженности по налогам и сборам, начисляемые в соответствии с Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002, не относятся к расходам, предусмотренным пп.2 п.1 ст.265 Кодекса, и, следовательно, не подлежат включению в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией.

Г. В.Белоцерковская

Советник налоговой службы РФ

III ранга

20.11.2003