Вправе ли заказчик - местная администрация поселения размещать у единственного поставщика заказы на приобретение сельскохозяйственной техники (комбайнов, зерноочистительных машин и т. п.) для нужд поселения на сумму сто тысяч рублей в 2013 и 2014 гг.?

Ответ: Местная администрация поселения в 2013 г. вправе размещать у единственного поставщика заказы на приобретение товаров для нужд поселения на сумму в пределах ста тысяч рублей. При этом заказы на поставки одноименных товаров местная администрация вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

При размещении в 2014 г. заказа в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) местная администрация поселения вправе размещать заказы у единственного поставщика на поставку сельскохозяйственной техники для нужд поселения на сумму, не превышающую ста тысяч рублей по одному контракту, без каких-либо ограничений.

Обоснование: На основании п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по формированию и размещению муниципального заказа.

Согласно ч. 1 ст. 54 Закона N 131-ФЗ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

Частью 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ установлено, что размещение заказа может осуществляться в том числе без проведения торгов (запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).

В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с рассматриваемым пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.

Пунктом 1 Указания Банка России от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" (далее - Указание) предусмотрено, что расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами могут производиться в размере, не превышающем ста тысяч рублей.

Как следует из п. 1 Разъяснений по вопросам применения Указания Банка России от 20 июня 2007 года N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя", направленных Письмом Банка России от 04.12.2007 N 190-Т, нормы п. 1 Указания распространяются на всех юридических лиц, в том числе на тех, в сферу деятельности которых входит размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

При этом отмечаем, что ограничение по сумме контракта при размещении заказа у единственного поставщика установлено только п. п. 14, 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ. В остальных случаях размещение заказа у единственного поставщика производится вне зависимости от суммы контракта.

Таким образом, местная администрация поселения вправе размещать у единственного поставщика заказы на поставки сельскохозяйственной техники для нужд поселения на сумму, не превышающую сто тысяч рублей в квартал. При этом согласно ч. 6.1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ под одноименными товарами понимаются товары, относящиеся к одной группе товаров в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков утверждена Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 N 273. Следует отметить, что сельскохозяйственная техника включена в п. 122 указанной номенклатуры.

Обращаем внимание на то, что Закон N 94-ФЗ утрачивает силу с 01.01.2014 в связи с вступлением в силу Закона N 44-ФЗ.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании рассматриваемого пункта, не превышает пяти процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем пятьдесят миллионов рублей в год. Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений.

Также отмечаем, что понятие "одноименные товары", а также обязанность соблюдать какие-либо ограничения в отношении подобных товаров Законом N 44-ФЗ не предусмотрены.

Таким образом, местная администрация поселения при размещении в 2014 г. заказа в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ вправе размещать заказы у единственного поставщика на поставку товаров для нужд поселения на сумму, не превышающую ста тысяч рублей по одному контракту, без каких-либо ограничений.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

02.09.2013