Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, выставила покупателю счета-фактуры с выделением сумм НДС, которые в дальнейшем были уплачены в бюджет. Куда следует отнести суммы НДС при расчете единого налога?

Ответ: Согласно п.2 ст.346.11 Налогового кодекса РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

В соответствии с п.3 ст.169 НК РФ обязанность выставлять счета-фактуры предусматривается для плательщиков налога на добавленную стоимость.

Таким образом, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не выставляют своим покупателям счета-фактуры и осуществляют расчеты с ними без выделения в первичных документах сумм налога на добавленную стоимость.

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, при выставлении покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога представляют за налоговый период декларацию (с заполнением разд. I), на основании которой производят уплату в бюджет суммы налога, выставленной в счете-фактуре, в соответствии с п.5 ст.173 НК РФ (п.1.6 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (ред. от 19.09.2003)).

В соответствии с пп.22 п.1 ст.346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения при применении УСНО налогоплательщик уменьшает полученные доходы на суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. При этом расходы, указанные в п.1 ст.346.16 НК РФ, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п.1 ст.252 НК РФ (п.2 ст.346.16 НК РФ).

Пунктом 1 ст.252 НК РФ установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Поскольку организация не является плательщиком НДС, то в данном случае нельзя говорить, что уплаченная сумма НДС экономически обоснованна. Поэтому указанная сумма налога не учитывается в составе расходов при расчете налоговой базы по единому налогу при применении УСНО.

Учитывая, что выручка от реализации товаров определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами по такой реализации (п.2 ст.249 НК РФ), некоторые специалисты делают вывод о том, что НДС, выделенный в счете-фактуре и полученный от покупателя, подлежит включению в состав выручки от реализации товаров на общих основаниях.

Однако, на наш взгляд, при этом не учитывается общее определение доходов для целей налогообложения, установленное ст.41 НК РФ, согласно которой доход - это, прежде всего, экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль (доход) организаций", "Налог на доходы от капитала" настоящего Кодекса.

В представленной в вопросе ситуации налог, неправомерно предъявленный покупателю и полученный от него, не приносит какой-либо экономической выгоды организации - налог должен быть перечислен в бюджет.

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ предписывает при определении доходов исключать из них суммы налогов, предъявленные покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав) (п.1 ст.248 НК РФ).

Следовательно, по нашему мнению, выручка от реализации товаров в данной ситуации должна отражаться в составе доходов за минусом предъявленной покупателю суммы НДС.

С. С.Лысенко

Центр исследований

проблем налогообложения

и бухгалтерского учета

17.11.2003