Налоговой инспекцией проведена проверка оприходования наличной денежной выручки, полученной при применении контрольно-кассовой техники, одного из магазинов торговой фирмы. В акте отмечены факты неоприходования (неполного оприходования) денежной выручки магазина за проверяемый период. Правомерно ли привлечение налоговым органом магазина к административной ответственности за данное нарушение?

Ответ: Нет.

Административная ответственность за неоприходование (неполное оприходование) денежной наличности в кассу предприятия установлена ст.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ст.13) и п.33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, бухгалтерский учет ведется юридическим лицом (предприятием, организацией) в целом, включая показатели деятельности филиалов и иных структурных подразделений, в том числе магазинов.

Таким образом, применение мер административного воздействия к торговому предприятию за невыполнение требований ст.15.1 КоАП РФ возможно только по результатам проверки оприходования выручки в виде денежной наличности, полученной в кассу предприятия с применением всех контрольно-кассовых машин торгового предприятия, состоящих на учете в налоговом органе.

При этом основным критерием установления факта неоприходования (неполного оприходования) денежной наличности в кассу торгового предприятия является превышение фискальных данных отчетов контрольно-кассовых машин (ст.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт") с кассовыми отчетами формы КО-4, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88, и с данными регистров бухгалтерского учета по счетам 50 "Касса" и 90-1 "Выручка".

В. П.Колодий

Советник налоговой службы

II ранга

22.10.2003