Какая ответственность организации установлена за непредставление в Пенсионный фонд РФ сведений индивидуального (персонифицированного) учета?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: Ситуация с ответственностью за данное правонарушение сложилась сложная и противоречивая.

Согласно п.2 ст.14, п.4 ст.24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ред. от 31.12.2002) страхователи обязаны представлять в Пенсионный фонд РФ сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. В соответствии с п.3 ст.27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб.

Одновременно ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (ред. от 31.12.2002) предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, за одно и то же правонарушение - несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета - в двух Законах установлена различная ответственность.

При этом согласно ст.34 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ с момента вступления в силу данного Закона федеральные законы, принятые до его вступления в силу и предусматривающие условия и нормы обязательного пенсионного страхования, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Следовательно, за указанное правонарушение должна применяться ответственность, установленная Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

Так, в частности, считает Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (Постановление от 23.12.2002 N Ф03-А16/02-2/2685). Из Постановления от 07.04.2003 N Ф09-908/03-АК можно сделать вывод, что ФАС Уральского округа также поддержал данный довод.

В другом случае ФАС Уральского округа указывает, что утверждение о применении ответственности, предусмотренной п.3 ст.27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, является ошибочным, поскольку данный Закон к спорным правоотношениям неприменим. Ответственность установлена Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ (Постановление от 29.10.2003 N Ф09-3601/03-АК). К схожему выводу пришел ФАС Уральского округа в Постановлении от 27.10.2003 N Ф09-3585/03-АК. ФАС Западно-Сибирского округа выносит решения о привлечении организации к ответственности на основании ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (Постановления от 30.12.2002 N Ф04/4772-558/А67-2002, от 10.12.2002 N Ф04/4493-524/А67-2002, от 25.09.2002 N Ф04/3560-398/А67-2002), не рассматривая, однако, вопрос о соотношении устанавливающих ответственность норм Федеральных законов от 01.04.1996 N 27-ФЗ и от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

В свою очередь, и Пенсионный фонд РФ разъясняет, что при непредставлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представлении неполных и (или) недостоверных сведений территориальным органам ПФР следует применять ответственность, предусмотренную абз.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (Письмо ПФР от 05.08.2003 N КА-09-25/8276 "О применении норм по взысканию штрафных санкций").

Вместе с тем с 01.07.2002 вступил в силу Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.1 Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"), согласно ст.1.1 которого законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Таким образом, с даты вступления в силу КоАП РФ нормы законов РФ, устанавливающие административную ответственность, не действуют.

Из изложенного следует, что с 01.07.2002 за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета должна применяться только ответственность, установленная КоАП РФ.

В ч. VIII Методических рекомендаций о порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, утвержденных Письмом от 11.03.2002 N МЗ-09-25/2186, Пенсионный фонд РФ также разъяснял, что применение мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, предусмотренных ст.27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, осуществляется в ранее установленном порядке до даты вступления в силу КоАП РФ (однако позднее Пенсионный фонд РФ выпустил иное разъяснение, указанное выше).

В соответствии с ч.1 ст.15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда. Как видно, на основании данной нормы к ответственности не может быть привлечена организация. По нашему мнению, указанная ответственность не может быть применена и к должностным лицам, поскольку срок представления сведений установлен не законодательством о налогах и сборах (ст.1 НК РФ), на основании сведений не осуществляется налоговый контроль.

КоАП РФ также предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст.19.7 КоАП РФ). Однако Пенсионный фонд РФ не является государственным органом (п.1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1).

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п.1 Постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указал, что нормы, содержащиеся в федеральных законах и устанавливающие ответственность в сфере публичных правоотношений, не отмененные Вводным законом, подлежат применению после 30 июня 2002 г. в части, не противоречащей КоАП РФ. Решение о привлечении к административной ответственности (постановление о назначении административного наказания) за правонарушение, допущенное до 01.07.2002, не может быть вынесено судом (иным уполномоченным органом) после вступления в силу КоАП РФ, если ответственность за соответствующее правонарушение им не установлена (ч.2 ст.1.7 КоАП РФ, п.5 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2).

Таким образом, можно говорить о том, что административная ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, отсутствует, то есть действующим законодательством об административных правонарушениях ответственность организаций за данное правонарушение не предусмотрена.

Однако довод об административной природе указанной ответственности и неправомерности взыскания штрафа на основании законов, а не КоАП РФ, не был поддержан в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 10.06.2003 N Ф08-1854/2003-702А (применена ответственность, установленная Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ), а также в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 13.10.2003 N Ф04/5233-918/А75-2003 и от 28.07.2003 N Ф04/3629-565/А75-2003 (применена ответственность, предусмотренная Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ), от 20.08.2003 N Ф04/4288-666/А75-2003.

К сожалению, пока мы не располагаем иной информацией о судебной практике по спорам, касающимся применения мер ответственности, предусмотренных вышеуказанными Федеральными законами за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета, после вступления в силу КоАП РФ. Однако, по нашему мнению, при возникновении соответствующего спора в случае изложения приведенных аргументов у организации есть возможность доказать отсутствие оснований для привлечения ее к ответственности.

М. П.Захарова

Центр исследований

проблем налогообложения

и бухгалтерского учета

17.10.2003