Согласно нормам гл.26.3 НК РФ и соответствующего закона субъекта РФ организация с 01.01.2003 должна была перейти на уплату ЕНВД, однако в силу отсутствия уведомления о переводе на уплату ЕНВД продолжала исчислять налоги в соответствии с общим режимом налогообложения

Какие негативные последствия могут повлечь такие действия?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: Глава 26.3 Налогового кодекса РФ не предусматривает информирование организации о необходимости перевода того или иного вида деятельности, осуществляемого ею, на уплату ЕНВД. Тем не менее после вступления в силу закона субъекта РФ о введении на его территории ЕНВД исчисление налоговых обязательств в отношении соответствующего вида деятельности на основе норм гл.26.3 НК РФ является обязательным (п.1 ст.346.26, п.1 ст.346.28 НК РФ) независимо от того, что организация об этом не была уведомлена.

В такой ситуации весьма вероятным представляется привлечение организации к ответственности по п.1 ст.119 НК РФ за непредставление декларации по ЕНВД за прошедшие кварталы (квартал) 2003 г. (ст.346.30, п.3 ст.346.32 НК РФ), поскольку пропуск срока подачи декларации налицо и ответственность за данное правонарушение наступает независимо от наличия либо отсутствия сумм налога к уплате (п.7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).

При этом в случае подачи деклараций по ЕНВД после крайнего срока их представления (20-е число месяца, следующего за истекшим кварталом (п.3 ст.346.32 НК РФ)) и сроков уплаты налога (25-е число месяца, следующего за истекшим кварталом (п.1 ст.346.32 НК РФ)) организация может быть освобождена от ответственности за неуплату ЕНВД только в том случае, если ей не было известно о выявлении факта неуплаты налога или назначении выездной проверки налоговым органом, и при условии, что до момента подачи декларации она уплатит недостающую сумму налога и соответствующие ей пени (п.4 ст.81 НК РФ).

Если перечисленные условия субъектом предпринимательской деятельности не соблюдены, необходимо отметить следующее.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога (п.1 ст.122 НК РФ).

Под "неуплатой" в данном случае понимается возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных деяний (действий или бездействия).

В связи с этим, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный ст.122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога (п.42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

На наш взгляд, из процитированной выше позиции Пленума ВАС РФ можно также сделать вывод о том, что определяющим моментом наличия либо отсутствия недоимки по налогу является, прежде всего, наличие либо отсутствие задолженности перед соответствующим бюджетом. Таким образом, если суммы уплаченных в соответствующие бюджеты организацией налогов (например, налога на прибыль, ЕСН и т. п.) при применении ею общей системы налогообложения превышают сумму задолженности по ЕНВД, подлежащую распределению по этим же бюджетам (30% - в Федеральный бюджет, 15% - в бюджет субъекта РФ, 45% - в местный бюджет (60% - в бюджет городов Москвы и Санкт-Петербурга или ЗАТО), 5% - в бюджет ФСС РФ, 0,5% - в бюджет ФФОМС, 4,5% - в бюджет ТФОМС (Приложение 1 к Приказу Минфина России от 31.12.2002 N 352)), то, по нашему мнению, ответственность по ст.122 НК РФ к организации также не должна применяться.

Однако если сумма уплаченных в соответствии с общим режимом налогообложения налогов составляет величину меньшую, чем подлежащий уплате за этот же период времени ЕНВД, то привлечение организации к ответственности по ст.122 НК РФ будет являться обоснованным.

Кроме того, должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности за непредставление в установленный срок деклараций по ЕНВД в размере от 300 до 500 руб., а также за неначисление (искажение не менее чем на 10%) суммы ЕНВД за соответствующие кварталы 2003 г. в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. ст.15.5, 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях; ст.5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").

А. И.Дыбов

Центр исследований

проблем налогообложения

и бухгалтерского учета

17.10.2003