Предприниматель просит дать разъяснение по применению бланков строгой отчетности БО-11 и других в случае продажи сопутствующих ремонту обуви товаров (губки, гуталин, щетки, шнурки) без применения ККТ

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 13 октября 2003 г. N 29-12/56701

В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" определено, что предусмотренное п.2 ст.2 Закона N 54-ФЗ правило действует только в случае оказания услуг населению, то есть гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя.

Следовательно, при наличных денежных расчетах между организациями за оказываемые услуги в обязательном порядке применяется ККТ.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Поскольку Правительством Российской Федерации до настоящего времени не внесены поправки в различные подзаконные акты, они продолжают действовать в части, не противоречащей указанному Закону.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 право утверждения форм документов строгой отчетности для использования при расчетах с населением и учета наличных денежных средств по представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций предоставлено Министерству финансов Российской Федерации.

Письмом Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-33 для оказания бытовых услуг утверждены формы бланков БО-1 - БО-11 в качестве документов строгой отчетности, которые могут использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения ККТ.

Форма БО-2 применяется при оформлении заказов на изготовление, крупный и средний ремонт обуви и кожаных изделий. Выписывается приемщиком в трех экземплярах.

Мелкий ремонт обуви и кожаных изделий в присутствии заказчика оформляется на форме БО-9 "Кассовая ведомость приема выручки", а заказчику выдается отрывная часть формы БО-11(02) ("Талон") или чек с ККТ.

Форма БО-11(01) "Листок учета выработки" применяется для учета услуг парикмахерских по каждому исполнителю мужского и женского залов, косметических, маникюрных и педикюрных кабинетов.

"Листки учета выработки" заполняются ежедневно мастером и используются для контроля за поступлением выручки, начисления заработной платы исполнителям и списания израсходованных материалов. Кассир проверяет достоверность записи стоимости услуг и расписывается в соответствующей графе. Листки учета выработки ежедневно регистрируются в "Отчете кассира".

"Талон" БО-11(02) применяется для всех видов бытовых услуг, где используется форма БО-9 "Кассовая ведомость приема выручки", предназначенная для оформления всех видов срочного и мелкого ремонта, регулировки, наладки, на которые не устанавливается гарантийный срок и которые выполняются в присутствии заказчика, в том числе на дому (ремонт обуви, швейных, трикотажных изделий, бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий и т. п.). Исполнитель услуги заносит в форму БО-9 все необходимые реквизиты оказываемой услуги, причем в графе "Номер жетона" проставляется номер "Талона" БО-11(02), отрывная часть которого отдается клиенту.

Следует отметить, что при реализации товаров (например, гуталина, щеток, губок, шнурков и пр.) индивидуальный предприниматель в общеустановленном порядке обязан применять ККТ, поскольку использование бланков строгой отчетности для учета наличных денежных средств при осуществлении торговых операций Законом N 54-ФЗ не предусмотрено.

В ст.5 Закона N 54-ФЗ определено, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки.

Невыдача документа строгой отчетности, приравниваемого к кассовому чеку, а также неприменение ККТ при наличных денежных расчетах является основанием для привлечения налогоплательщика к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения в установленных законом случаях ККТ в соответствии со ст.14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель

руководителя Управления

Н. В.ДОЛГИХ

13.10.2003