При проведении выездной налоговой проверки было установлено, что в нарушение требований п.1 ст.230 НК РФ в организации в 2002 г. не велся учет доходов, выплаченных физическим лицам, в карточках учета формы N 1-НДФЛ. Руководителю организации выдано предписание об устранении выявленных нарушений. В установленный срок нарушения не были устранены. Является ли правомерным привлечение руководителя организации к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ?

Ответ: В соответствии с пп.3 п.3 ст.24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику.

Одновременно ст.230 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

В целях реализации положений гл.23 НК РФ Приказом МНС России от 02.12.2002 N БГ-3-04/686 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2002 год" утверждены, как указано в Приказе, две формы отчетности:

- форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2002 год" (с Приложением о порядке ее заполнения);

- форма N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 2002 год" (с Приложением о порядке ее заполнения и представления).

Форма N 1-НДФЛ содержит персональную информацию о физическом лице - получателе дохода, необходимую для правильного исчисления налога и представления в налоговые органы сведений о доходах такого лица.

Согласно ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ред. от 30.06.2003 N 86-ФЗ) (далее - Закон N 129-ФЗ) под первичными документами понимаются оправдательные документы, которыми должны оформляться все хозяйственные операции, проводимые организацией. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания (п.4 ст.9 Закона N 129-ФЗ).

Пунктом 6 ст.9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

Первичными документами, подтверждающими выплату организацией доходов физическим лицам, в частности заработной платы своим работникам, являются ведомости на выплату заработной платы, а также расходные кассовые ордера.

На основании первичных документов бухгалтерского учета налоговый агент заполняет Налоговую карточку формы N 1-НДФЛ.

Согласно ст.6 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (ред. от 22.05.2003 N 54-ФЗ) (далее - Закон N 943-1) главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и данным Законом N 943-1.

Налоговым органам предоставлено право получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения (п.3 ст.7 Закона N 943-1).

В соответствии с п.5 ст.7 Закона N 943-1 налоговым органам предоставлено право требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение.

Статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность граждан, должностных и юридических лиц за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда (ч.1 ст.19.5 КоАП РФ).

Таким образом, привлечение руководителя организации к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ за невыполнение предписания налогового органа об устранении выявленных нарушений в установленный срок является правомерным.

Е. В.Виговский

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

12.10.2003