Налоговый орган в рамках проведения камеральной проверки прислал обществу сообщение о необходимости представить пояснения о том, в связи с чем возникли убытки по налогу на прибыль организаций. Должна ли организация представлять такие пояснения?

Ответ: До 2014 г. налоговый орган не вправе требовать представления письменных пояснений о том, в связи с чем возникли убытки по налогу на прибыль организаций. Однако для пояснения вопроса с возникшими у организации убытками налоговый орган вправе организовать убыточную комиссию и вызывать на нее представителей организации.

Обоснование: В соответствии со ст. 88 Налогового кодекса РФ в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) на основе данной налоговой декларации (расчета) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится камеральная налоговая проверка.

Права налоговых органов установлены ст. 31 НК РФ. Так, налоговые органы вправе проводить налоговые проверки (пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ), требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Пунктом 7 ст. 88 НК РФ установлено, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику и вправе потребовать от него необходимые пояснения.

Таким образом, в случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, он не вправе истребовать у налогоплательщика пояснения.

Минфин России в Письме от 25.07.2012 N 03-02-08/65 указал, что требовать у налогоплательщика пояснения необходимо при выявлении ошибки в декларации, установлении противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлении несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах. С мнением Минфина России согласилась и ФНС России в Письме от 13.09.2012 N АС-4-2/15309.

Арбитражные суды также на стороне налогоплательщиков.

Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 11.11.2008 N 7307/08 указал, что в случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений нет.

Постановлением от 15.03.2012 N 14951/11 Президиум ВАС РФ направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы в связи с тем, что судом не исследовался вопрос о том, имелись ли противоречия между данными уточненной налоговой декларации и сведениями, полученными в ходе проверки, и имелись ли у инспекции основания для истребования первичных документов по данному основанию.

ФАС Московского округа в Постановлении от 07.04.2010 N КА-А40/3003-10 по делу N А40-72133/09-142-387 установлено, что действия инспекции по истребованию документов и пояснений не соответствуют НК РФ, так как запрет на подобные действия содержится в п. 7 ст. 88 НК РФ, кроме того, гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ также не предполагает обязанности налогоплательщика представлять в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль документы, подтверждающие правильность исчисления налога.

Таким образом, в случае если налоговый орган при проведении камеральной проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений не имеется.

Однако для пояснения вопроса с возникшими у организации убытками налоговый орган вправе организовать убыточную комиссию и вызывать на нее представителей организации на основании пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Также необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" внесены изменения в ст. 88 НК РФ, согласно которым при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе будет требовать у налогоплательщика пояснения, обосновывающие размер полученного убытка (пп. "а" п. 8 ст. 10 Федерального закона N 134-ФЗ).

Данные изменения вступят в силу с 01.01.2014.

И. В.Разумова

ООО "ИК Ю-Софт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

30.08.2013