Могут ли органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации предоставлять льготу по земельному налогу за земли в городской (поселковой) черте в полной сумме? Если да, то с какого периода и на основании какого законодательного акта?

Ответ: Исчисление земельного налога осуществляется в соответствии с Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", законодательством субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления по данному налогу.

Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам. Поскольку он является одним из доходных источников региональных и местных бюджетов, право на установление налоговых льгот передано органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления (ст. ст.13 и 14 Закона РФ "О плате за землю"). При этом дополнительные льготы по земельному налогу могут устанавливаться отдельным категориям налогоплательщиков в пределах суммы земельного налога, остающейся (находящейся) в распоряжении указанных выше органов.

На основании ст.10 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" вся сумма земельного налога с 1 января 2003 г. зачисляется в региональные и местные бюджеты (ст.10 вступила в силу с 1 января 2003 г.). То есть в федеральный бюджет средства от уплаты земельного налога не направляются.

Статьей 12 Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" установлено, что в 2003 г. плательщики земельного налога за земли городов и поселков перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их уплаты между уровнями бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам: бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением г. г. Москвы и Санкт-Петербурга) - 50 процентов; бюджеты г. г. Москвы и Санкт-Петербурга и бюджеты закрытых административно-территориальных образований - 100 процентов; бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований (за исключением муниципальных образований, входящих в состав г. г. Москвы и Санкт-Петербурга) - 50 процентов.

Поэтому именно с 1 января 2003 г. законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации могут предоставлять льготу по земельному налогу отдельным категориям налогоплательщиков в сумме, зачисляемой в свой бюджет, то есть только 50 процентов указанных средств.

Р. Г.Габбасов

Советник налоговой службы РФ

II ранга

Н. В.Голубева

Советник налоговой службы РФ

III ранга

09.10.2003