Организация производит и реализует юридическим и физическим лицам металлические двери и конструкции (решетки, ограждения, ворота, кованые изделия). Методика работы такова: прием заказа по телефону; выезд замерщика на адрес заказчика, где оформляется договор, определяется цена заказа; изготовление заказа, которое начинается с момента предоплаты, выписывается приходный кассовый ордер; монтаж металлоконструкций. Прием наличных денег за проведенные работы осуществляется по месту нахождения заказчика. Может ли данная организация заменить кассовые чеки на бланки строгой отчетности?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 8 октября 2003 г. N 29-12/55662

В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст.14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" определено, что предусмотренное п.2 ст.2 Закона N 54-ФЗ правило действует только в случае оказания услуг населению, то есть гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя.

Следовательно, при наличных денежных расчетах между юридическими лицами за оказываемые услуги (работы) в обязательном порядке применяется ККТ.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Поскольку Правительством Российской Федерации до настоящего времени не внесены поправки в различные подзаконные акты, они продолжают действовать в части, не противоречащей Закону N 54-ФЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 право утверждения форм документов строгой отчетности для использования при расчетах с населением и учета наличных денежных средств по представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций предоставлено Министерству финансов Российской Федерации.

Бланки строгой отчетности, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации, являются официальными государственными документами и распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся соответствующими видами деятельности на территории Российской Федерации.

Письмом Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-33 для оказания бытовых услуг утверждены формы бланков БО-1 - БО-11 в качестве документов строгой отчетности, которые могут использоваться при расчетах с населением, индивидуальными предпринимателями для учета наличных денежных средств без применения ККТ, а также методические указания по их заполнению и применению.

Принадлежность услуг к бытовым определяется Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН). В этой связи применение тех или иных типов форм бланков строгой отчетности осуществляется согласно кодам ОКУН.

Указанная организация вправе применять установленные формы квитанции БО-1 или БО-3 согласно кодам 016100 "Ремонт жилья и других построек" и 016300 "Прочие услуги, оказываемые при ремонте и строительстве жилья и других построек". Форма БО-3 может быть использована и в тех случаях, когда выполнение заказа связано с большим объемом и количеством работ, комплектующих материалов или изделий, с большим количеством усложняющих элементов. При этом на выполнение заказа заключается договор (или оформляется технологический документ), в котором детализируются элементы работ и материалы, а в бланке строгой отчетности указывается только общая сумма стоимости без расшифровки. При этом в форме БО-3 делается ссылка на дату и номер договора (технологического документа), а в договоре (технологическом документе) - на номер бланка строгой отчетности.

Важно отметить, что при реализации продукции (кованых изделий, ворот, решеток и пр.) покупателям организация обязана в общеустановленном порядке применять ККТ, поскольку использование бланков строгой отчетности для учета наличных денежных средств при осуществлении торговых операций Законом N 54-ФЗ не предусмотрено.

Предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами не должен превышать 60 тыс. руб. по одной сделке (Указание Банка России от 14.11.2001 N 1050-У).

При торговле товарами, а также при оказании услуг на дому или с выездом в организации целесообразно использовать компактные ККТ с автономным электропитанием из числа находящихся в Государственном реестре, которые согласно Классификатору разрешены к применению в соответствующей сфере (для торговли, сферы услуг). Удобны при расчетах и транспортировке кассовые аппараты весом до 1 кг.

Законом N 54-ФЗ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки.

Форма приходного кассового ордера не утверждена Министерством финансов Российской Федерации в качестве документа строгой отчетности, который приравнивается к кассовому чеку при ведении наличных денежных расчетов с покупателем (заказчиком, клиентом), а потому не может являться основанием для получения наличных денег без применения ККТ.

В случаях если оплата заказа (работы, услуги) осуществляется не в полной сумме, заказчику выписывается документ строгой отчетности (пробивается чек по ККТ) на сумму предварительной оплаты, а затем после выполнения работ оформляется документ строгой отчетности (пробивается кассовый чек) на оставшуюся сумму проведенных работ.

Заместитель

руководителя Управления

Н. В.ДОЛГИХ

08.10.2003