Организация применяет налоговую льготу по ЕСН, предусмотренную пп.1 п.1 ст.239 НК РФ в отношении выплат инвалидам I, II и III групп. Решением Высшего Арбитражного Суда от 23.12.2002 N 9181/02 признаны недействующими абз.1, 2 и 4 п.27.2 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных Приказом МНС России от 05.07.2002 N БГ-3-05/344. Должны ли начисляться страховые взносы в Пенсионный фонд РФ с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы?
Ответ: Статьей 234 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что гл.24 Кодекса устанавливается единый социальный налог (далее - ЕСН), предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
В соответствии со ст.8 Кодекса под налогом понимается безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.
Освобождение налогоплательщиков в соответствии с пп.1 п.1 ст.239 Кодекса от уплаты ЕСН, начисленного на выплаты и вознаграждения в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп, квалифицируется Кодексом как налоговая льгота.
Статьей 56 Кодекса установлено, что льготами по налогам признаются преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков налоговым законодательством Российской Федерации по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
С 1 января 2002 г. вступило в силу новое пенсионное законодательство, согласно которому право на обязательное страховое обеспечение реализуется только в случае уплаты страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР). Данная норма закреплена п.2 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), п.1 ст.10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также ст.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Согласно ст.3 Федерального закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются индивидуально возмездными обязательными платежами, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном счете.
Согласно п.3 ст.9 Федерального закона N 167-ФЗ финансирование базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета ПФР.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью ЕСН, относятся к обязательным платежам и подлежат уплате в порядке, установленном Федеральным законом N 167-ФЗ.
Правомерность такого подхода подтверждена Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.12.2002 N 9132/02.
Пунктом 2 ст.10 Федерального закона N 167-ФЗ определено, что объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные гл.24 Кодекса.
В свою очередь, налоговая база по ЕСН определена абз.2 п.1 ст.237 Кодекса как любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст.238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах.
Пунктом 1 ст.239 Кодекса предоставляются льготы по ЕСН отдельным категориям налогоплательщиков, но не страхователям, обязанным в силу ст.14 Федерального закона N 167-ФЗ своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет ПФР и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Специальной нормы, устанавливающей льготу по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплаты инвалидам I, II и III групп, Федеральный закон N 167-ФЗ не содержит. Следовательно, ст.239 Кодекса, устанавливающая льготы по ЕСН, на правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не распространяется.
Признание недействующими Решением Высшего Арбитражного Суда от 23.12.2002 N 9181/02 абз.1, 2 и 4 п.27.2 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных Приказом МНС России от 05.07.2002 N БГ-3-05/344, не влечет за собой отмену норм Федерального закона N 167-ФЗ.
Таким образом, на выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп, должны начисляться страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Л. С.Устинова
Советник налоговой службы
III ранга
03.10.2003