Муниципальная организация осуществляет отпуск тепловой энергии населению по ценам, установленным органами местного самоуправления. При этом приобретается тепловая энергия по государственным регулируемым ценам, устанавливаемым региональной энергетической комиссией. Цена теплоэнергии для коммунальных предприятий в соответствии с п.8 Постановления Правительства от 02.08.1999 N 887 утверждается органами местного самоуправления. Эта цена определяется таким образом, что потребителями оплачивается определенная доля от экономически обоснованного тарифа, установленного региональной энергетической комиссией

Разница в ценах (закупочной и отпускной) компенсируется из бюджета муниципального образования. В платежных документах на перечисление бюджетных средств в назначении платежа указывается "на погашение убытка".

Полагаем, что при установлении органами местного самоуправления размера тарифов на тепловую энергию ниже экономически обоснованного уровня бюджетные ассигнования, полученные на покрытие убытков от реализации услуг по ценам ниже себестоимости, по сути являются финансовой помощью на покрытие разницы между ценой приобретения и отпускной (льготной) ценой в связи с предоставлением отдельным категориям потребителей услуг по сниженным ценам.

В связи с вышеизложенным просим разъяснить, следует ли при исчислении НДС рассматривать денежные средства, получаемые организациями из бюджета муниципального образования, как суммы, полученные в счет увеличения доходов, и включать их в налогооблагаемую базу по НДС на основании пп.2 п.1 ст.162 НК РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 августа 2003 г. N 04-03-11/62

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость при реализации тепловой энергии, дотируемой из бюджета, и сообщает следующее.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 гл.21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования.

Согласно п.2 ст.154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, предоставляемых в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Однако согласно пп.2 п.1 ст.162 Кодекса в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость включаются суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Учитывая изложенное, при применении указанного п.2 ст.154 Кодекса следует руководствоваться п.33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (с изменениями и дополнениями), согласно которому в случае выделения налогоплательщику из бюджетов всех уровней денежных средств для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), такие денежные средства в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются. В случае выделения налогоплательщику из соответствующих бюджетов денежных средств на покрытие разницы между государственной регулируемой и отпускной ценой товаров (работ, услуг) в счет увеличения доходов данная сумма включается в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

Заместитель руководителя

Департамента налоговой политики

Н. А.КОМОВА

16.08.2003