Научное учреждение просит разъяснить вопрос, связанный с налогообложением объектов промышленной собственности. В соответствии с пп."к" п.1 ст.5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" патентно-лицензионные операции, связанные с объектами промышленной собственности, не являлись объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость. В гл.21 НК РФ такого положения нет. Возможно ли сохранение действовавшей ранее льготы, учитывая тяжелое положение научных учреждений?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 августа 2003 г. N 04-03-14/70

Минфин России рассмотрел письмо о порядке применения налога на добавленную стоимость учреждениями науки и сообщает следующее.

Согласно пп."к" п.1 ст.5 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", действовавшего до 1 января 2001 г., этим налогом не облагались патентно-лицензионные операции (кроме посреднических), связанные с объектами промышленной собственности. В связи с этим, а также учитывая, что в патентном законодательстве отсутствует понятие "патентно-лицензионные операции", пп."к" п.12 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" было предусмотрено освобождение от налога на добавленную стоимость платежей за предоставление патентообладателем прав другому лицу на использование охраняемого патентом объекта промышленной собственности только по зарегистрированным в установленном порядке лицензионным договорам.

С 1 января 2001 г. гл.21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождение от налога на добавленную стоимость операций по реализации услуг по передаче прав на использование патентов не предусмотрено.

В соответствии с пп.16 п.3 ст.149 Кодекса от обложения налогом на добавленную стоимость освобождается выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

Порядок освобождения от налогообложения указанных работ разъясняется в п.6.14 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (с учетом изменений и дополнений). Так, в данном пункте Методических рекомендаций указано, что под учреждением науки, выполняющим освобожденные от налога научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующая в соответствии с учредительными документами научной организации, при наличии в уставе ученого (научного, технического, научно-технического) совета в качестве одного из органов управления. При этом объем научной и (или) научно-технической деятельности должен составлять не менее 70 процентов общего объема работ, выполняемых указанной организацией.

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

М. А.МОТОРИН

13.08.2003