Руководителем налогового органа по результатам выездной налоговой проверки было вынесено решение о привлечении организации к ответственности по ст.119 НК РФ. В решении налогового органа было указано, что руководитель организации привлечен к административной ответственности по ст.15.5 КоАП РФ, и указана сумма административного штрафа, подлежащая уплате в добровольном порядке. При этом протокол и постановление по делу об административном правонарушении не составлялись. Являются ли правомерными в данном случае действия налогового органа?

Ответ: Согласно пп.2 п.1 ст.31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном данным Кодексом.

Порядок проведения выездных налоговых проверок, а также оформления ее результатов и производства по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом (вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки), регламентируется ст. ст.89, 100 и 101 НК РФ.

Пунктом 1 ст.100 НК РФ установлено, что по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем либо их представителями.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138 утверждена Инструкция о порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Особенности оформления результатов выездной налоговой проверки регламентируются п.3 ст.101 НК РФ.

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности (п.3 ст.101 НК РФ).

Необходимо отметить, что согласно п.6 ст.101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований ст.101 НК РФ может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Административное правонарушение является самостоятельным видом правонарушения.

Так, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).

В случае установления поводов и оснований для возбуждения дела об административном правонарушении уполномоченными должностными лицами и органами составляется протокол по делу об административном правонарушении.

Требования к содержанию протокола по делу об административном правонарушении установлены ст.28.2 КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Таким образом, указание в решении руководителя налогового органа, вынесенном по результатам выездной налоговой проверки, о привлечении организации к ответственности по ст.119 НК РФ и о привлечении руководителя организации к административной ответственности по ст.15.5 КоАП РФ без составления протокола по делу об административном правонарушении и без вынесения соответствующего постановления является неправомерным.

Е. В.Виговский

Центр исследований

проблем налогообложения

и бухгалтерского учета

24.07.2003