Подлежит ли привлечению к административной ответственности по ст.15.4 КоАП РФ по результатам проведенной выездной налоговой проверки предприятия и вынесенного решения по ст.118 НК РФ руководитель правопреемника предприятия, если произошла реорганизация предприятия в форме его присоединения к другому юридическому лицу?

Ответ: Порядок и условия, при которых допускается реорганизация юридического лица, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно ст.57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Реорганизация допускает как прекращение юридических лиц, так и возникновение новых.

В случае присоединения одного юридического лица к другому к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица.

Переход имущественных прав и обязанностей должен быть оформлен соответствующим передаточным актом.

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщиками или плательщиками сборов.

Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ, а также нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

За невыполнение или ненадлежащее их выполнение налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.4 ст.23 НК РФ).

В случае проведения реорганизации юридического лица или его ликвидации должностные лица налоговых органов проводят выездную налоговую проверку.

При обнаружении составов налоговых правонарушений руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении юридического лица к ответственности, предусмотренной НК РФ.

Согласно ст.50 НК РФ исполнение обязанностей по уплате налогов и (или) сборов реорганизованного юридического лица, а также по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до его реорганизации, а также пени возлагается на его правопреемника (правопреемников).

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации (п.4 ст.108 НК РФ).

Общие условия привлечения к административной ответственности юридических лиц регламентируются ст.2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.4 ст.2.10 КоАП РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

Статьей 15.4 КоАП РФ установлено, что за нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации на должностных лиц организации налагается административный штраф в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

Таким образом, в случае проведения выездной налоговой проверки предприятия и вынесения последующего решения по ст.118 НК РФ руководитель правопреемника предприятия при его реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу подлежит также привлечению к административной ответственности по ст.15.4 КоАП РФ.

Е. В.Виговский

Центр исследований

проблем налогообложения

и бухгалтерского учета

20.07.2003