Просим разъяснить, за счет какого источника происходит оплата ЕСН, удерживаемого с сумм дополнительного отпуска, предоставляемого в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

Какими нормативными документами следует руководствоваться при решении данного вопроса?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 июля 2003 г. N 04-04-04/68

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу обложения единым социальным налогом (далее - ЕСН) сумм оплаты дополнительного отпуска "чернобыльцам" и сообщает следующее.

В соответствии с п.9 ст.14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) гражданам, указанным в п. п.1 - 2 ст.13 Закона N 1244-1, гарантируется предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней. Согласно п.4 ст.19 Закона N 1244-1 гражданам, указанным в п.8 ч.1 ст.13 Закона N 1244-1, работающим в зоне, гарантируется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г. Финансирование расходов, связанных с предоставлением вышеуказанного отпуска, осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1996 N 506, и Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 28.09.2001 N 3-12-5/90, за счет средств федерального бюджета с зачислением средств либо на расчетные счета организации, в которой работают граждане, имеющие право получать компенсации, либо на лицевые счета указанных граждан, открытые в учреждениях банка.

Согласно п.1 ст.236 гл.24 "Единый социальный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые такими налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам - "чернобыльцам" в качестве компенсации за их нахождение в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо за участие в ликвидации аварии и за потерю здоровья вследствие радиации, а не в качестве оплаты за труд в организации, в которой они в настоящий момент работают.

Таким образом, по нашему мнению, оплата упомянутого отпуска за счет средств федерального бюджета не является объектом налогообложения по ЕСН, так как предоставление такого отпуска не может быть предметом трудового договора между работодателем и работником - "чернобыльцем".

При решении рассматриваемого вопроса следует руководствоваться также положениями п.3 ст.236 Кодекса, который устанавливает, что выплаты и иные вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом периоде).

В соответствии с п.1 ст.252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. С учетом нормы п.49 ст.270 Кодекса, согласно которой при определении налоговой базы не учитываются расходы, не соответствующие критериям, указанным в п.1 ст.252 Кодекса, можно сделать вывод о том, что у налогоплательщиков-организаций суммы оплаты дополнительного отпуска, предусмотренного Законом N 1244-1, не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

С учетом вышеизложенного следует констатировать, что суммы оплаты дополнительного отпуска работникам - "чернобыльцам" не подлежат обложению единым социальным налогом по следующим основаниям:

- рассматриваемые выплаты не связаны с выплатами, начисляемыми налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ;

- у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Руководитель Департамента

налоговой политики

А. И.ИВАНЕЕВ

01.07.2003