За какой период определяется выручка от реализации в качестве базы для расчета лимита расходов при исчислении суммы нормируемых расходов на рекламу в целях налогообложения прибыли методом начисления?
Ответ: Расходы на рекламу учитываются для целей налогообложения прибыли в порядке, предусмотренном п.4 ст.264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Соответственно, понятие "реклама" понимается для целей налогообложения прибыли в значении Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 108-ФЗ).
При этом расходы на рекламу, учитываемые для целей налогообложения в размере фактических расходов, предусмотрены абз.2 - 4 п.4 ст.264 Кодекса, и расширению этот перечень не подлежит.
Остальные расходы на рекламу, относящиеся к таковым в соответствии с Законом N 108-ФЗ и отвечающие требованиям ст.252 Кодекса, учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст.249 Кодекса.
Пунктом 2 ст.249 Кодекса предусмотрено, что выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей гл.25 Кодекса в соответствии со ст.271 или ст.273 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ст.271 Кодекса в целях налогообложения прибыли методом начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
На основании ст. ст.247, 248 и 249 Кодекса полученные доходы (в том числе выручка от реализации), уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл.25 Кодекса, формируют налогооблагаемую прибыль для российских организаций.
Согласно ст.285 Кодекса налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год (п.1). Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (п.2).
Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
Следовательно, в целях налогообложения прибыли методом начисления выручка от реализации в качестве базы для расчета лимита расходов при исчислении суммы нормируемых расходов на рекламу определяется за тот отчетный (налоговый) период, за который исчисляется налог на прибыль и представляется соответствующая налоговая декларация.
Г. Ч.Парфенова
Советник налоговой службы РФ
III ранга
27.05.2003