Комиссией налоговой инспекции по рассмотрению вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджета, рассмотрены заявление организации и соответствующие документы и вынесено решение об отказе в отражении в лицевом счете организации денежных средств

При этом основанием для отказа послужило установление факта недобросовестности организации. Так, у организации на момент сдачи в банк платежного поручения на перечисление суммы налога на добавленную стоимость не имелось обязанности по уплате этого налога, что подтверждается налоговой декларацией по указанному налогу за соответствующий период.

Правомерен ли отказ в отражении списанных с расчетного счета сумм налога на добавленную стоимость?

Ответ: Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 N 24-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" положение п.3 ст.11 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" о том, что обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, признано соответствующим Конституции Российской Федерации, поскольку оно означает, с учетом конституционных норм, уплату налога налогоплательщиком - юридическим лицом со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О "По ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" указывается, что по смыслу положения, содержащегося в п.7 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Исходя из этой презумпции в п.3 мотивировочной части указанного Постановления специально подчеркивается, что конституционные гарантии частной собственности нарушаются повторным списанием налогов в бюджет с расчетного счета только добросовестного налогоплательщика. Следовательно, на недобросовестных налогоплательщиков не распространяются те выводы, которые содержатся в его мотивировочной и резолютивной части, и принудительное взыскание в установленном законом порядке с недобросовестных налогоплательщиков не поступивших в бюджет налогов не нарушает конституционные гарантии права частной собственности.

При наличии фактов непоступления денежных средств налоговым органам надлежит незамедлительно (до обращения налогоплательщика с требованием об отражении в лицевых счетах денежных средств как уплаченных) проводить контрольные мероприятия, предусмотренные Письмом Госналогслужбы России от 20.10.1998 N ВП-6-11/749@, Письмами МНС России от 08.07.1999 N АП-6-09/544@, от 16.11.1999 N АП-6-05/910@ и от 09.10.2000 N ВП-6-18/788@.

Результатом осуществления вышеуказанных контрольных мероприятий, а также реализации прав, установленных п.1 ст.31 НК РФ, должно быть наличие у налогового органа следующих документов: подтверждения факта списания денежных средств (в произвольной форме), заверенного банком, обслуживающим расчетный (корреспондентский) счет налогоплательщика, с которого списаны денежные средства; выписки, заверенной банком, по расчетному (корреспондентскому) счету налогоплательщика; подтверждения соответствующего структурного подразделения МНС России факта неприменения к банку в момент списания денежных средств мер воздействия в виде ограничения на осуществление расчетов по поручению юридических лиц в части операций на перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды; выписки по корреспондентскому счету банка на момент зачисления на расчетный (корреспондентский) счет налогоплательщика денежных средств; копии договора банковского счета, с которого произведено списание денежных средств; подтверждение полномочий должностных лиц банка на заключение ими договора банковского счета, с которого произведено списание денежных средств; иных документов.

Согласно п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик вправе досрочно исполнить обязанность по уплате налогов.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2002 N 2257/02 отмечено, что указанное правило имеет в виду уплату налога при наличии соответствующей обязанности, но до наступления установленного законом срока.

Поскольку ст.45 НК РФ применяется для исполнения налоговой обязанности, то иной платеж, в соответствии с общими правилами, считается состоявшимся только в случае поступления средств в бюджет.

Из вопроса следует, что у организации обязанность по уплате налога на добавленную стоимость на момент списания с расчетного счета денежных средств отсутствовала.

Таким образом, отказ налоговой инспекции в отражении сумм налога в лицевом счете с учетом обстоятельств, указанных в вопросе, является правомерным.

А. А.Бастриков

Советник налоговой службы РФ

III ранга

13.05.2003