Имущественная ответственность саморегулируемых организаций в сфере строительства по обязательствам своих членов в случае причинения вреда третьим лицам

(Замышляев Е. В.) ("Правовые вопросы строительства", 2012, N 2) Текст документа

ИМУЩЕСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ СВОИХ ЧЛЕНОВ В СЛУЧАЕ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ

Е. В. ЗАМЫШЛЯЕВ

Замышляев Евгений Витальевич, специалист-юрисконсульт НП СРКБВСР "СРО "Инжспецстрой - Электросетьстрой".

В связи с отменой системы лицензирования в сфере строительства юридические лица и индивидуальные предприниматели стали объединяться в некоммерческие партнерства, которые при выполнении условий, установленных законом, имеют право приобрести статус саморегулируемых организаций в соответствующей отрасли и осуществлять выдачу свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Одной из задач подобного кардинального изменения законодательства была задача повышения ответственности, а также гарантий компенсации вреда, причиненного третьим лицам в результате недостатков, допущенных при выполнении строительных работ. Идея введения института саморегулирования как таковая была заимствована у западных стран: саморегулируемые организации (далее - СРО) стали впервые возникать в начале XX века в США и Великобритании <1>; в США первыми СРО стали СРО профессиональных участников фондовых бирж, появившиеся с принятием Закона о фондовых биржах 1934 года <2>. -------------------------------- <1> Заворотченко И. А. Саморегулируемые организации за рубежом // Журнал российского права. 2007. N 8. С. 89 - 98. <2> Грачев Д. О. Саморегулируемые организации и ассоциации в России и за рубежом // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2008. Второй выпуск (N 13). С. 45 - 48.

Целью института саморегулирования, с одной стороны, является защита интересов лиц одной и той же профессиональной сферы от чрезмерного вмешательства государства в их предпринимательскую деятельность <3>, а с другой стороны - повышение качества выполняемых членами СРО работ (оказываемых услуг). В строительной отрасли было много разговоров о том, что выдача лицензий на строительство, проектирование, инженерные изыскания осуществлялась государственными органами зачастую без проверки наличия у лицензируемого лица минимально необходимых по закону сотрудников в штате с соответствующим образованием и стажем работы, необходимого оборудования и пр. Причина этого заключалась в том, что государство не несло ответственность за действия уполномоченного на выдачу лицензий органа в случае неправомерной выдачи им такой лицензии, если был причинен вред вследствие недостатков в выполненных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем работах. Система саморегулирования позволяет не только контролировать соблюдение участниками рынка минимально необходимых по закону требований к их профессиональной деятельности, но и устанавливать посредством внутренних правил и стандартов более высокие требования к ним <4>. Кроме того, сейчас лица, которым причинен вред в результате недостатков в работе, имеют гораздо большие гарантии на его возмещение, нежели при условиях, существовавших в период действия системы лицензирования, за счет новых инструментов его компенсации, появившихся с институтом саморегулирования. -------------------------------- <3> Павлодский Е. А. Саморегулируемые организации России // Журнал российского права. 2009. N 1. С. 36 - 41. <4> Щепотьев А. В., Белкин А. Н. Саморегулируемые организации - часть государственных контрольных функций // Право и экономика. 2008. N 7. С. 14 - 21.

В настоящее время согласно ст. 55.3 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) выделены три вида СРО в сфере строительства: основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации и осуществляющих строительство. Общие требования, предъявляемые к ним для приобретения статуса СРО, совпадают, однако для каждого вида таких СРО существуют свои особенности. Одним из инструментов, способствующих обеспечению прав лиц, которым был причинен вред, является компенсационный фонд. В связи с этим стоит рассмотреть ряд ключевых вопросов, касающихся действия данного механизма. Обязательность взносов в компенсационный фонд членов саморегулируемых организаций в сфере строительства для защиты интересов третьих лиц и размеры таких взносов. В первую очередь необходимо разобраться, какие лица в настоящее время имеют право на возмещение вреда вследствие недостатков в работах по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - работы по инженерным изысканиям, проектированию и строительству), выполненных членами СРО. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 55.1 ГрК РФ целью деятельности СРО является в том числе предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами СРО. Таким образом, СРО в сфере строительства создаются для того, чтобы предотвратить вред, возникший из-за некачественного выполнения работ их членами, который может быть причинен любым третьим лицам. Каким же образом гарантируется возмещение вреда третьим лицам согласно действующему градостроительному законодательству? Ст. 60 ГрК РФ определяет лиц, несущих ответственность за такой вред: 1. В первую очередь это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель - член СРО, выполнивший работы по инженерным изысканиям, проектированию или по строительству. 2. Субсидиарную ответственность за причиненный вред несет СРО в пределах средств своего компенсационного фонда (далее - КФ). Теперь необходимо определить понятие КФ СРО. В целом КФ СРО формируется для обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных ее членами при осуществлении ими своей профессиональной деятельности <5>. Одним из условий приобретения некоммерческим партнерством статуса СРО является, согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - 315-ФЗ), наличие сформированного в денежной форме за счет взносов членов СРО КФ в размере не менее трех тысяч рублей на каждого члена. При этом в п. 4 ст. 13 315-ФЗ указана возможность установления иных минимальных размеров взносов в КФ СРО федеральными законами. В ст. 55.4 ГрК РФ определены следующие размеры взносов в КФ на каждого члена СРО в сфере строительства (при вступлении его в СРО или при приобретении некоммерческим партнерством статуса СРО): -------------------------------- <5> Щепотьев А. В., Белкин А. Н. Указ. соч. С. 14 - 21.

1. При установлении СРО требований к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ: а) не менее чем сто пятьдесят тысяч рублей на каждого члена СРО для СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих инженерные изыскания и подготовку проектной документации; б) не менее чем триста тысяч рублей на каждого члена СРО для СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство. 2. При неустановлении СРО требований к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ: а) не менее чем пятьсот тысяч рублей на каждого члена СРО для СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих инженерные изыскания и подготовку проектной документации; б) не менее чем один миллион рублей на каждого члена СРО для СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство. Кроме того, для членов СРО, выполняющих организацию подготовки проектной документации (генеральное проектирование) или организацию работ по строительству (генеральный подряд), суммы взноса в КФ СРО значительно выше. Они определяются в соответствии с ч. 6 - 7 ст. 55.16 ГрК РФ и могут составлять несколько миллионов рублей в зависимости от цены договора, который заключает генеральный проектировщик или подрядчик с заказчиком работ. Стоит отметить, что закон предусматривает размеры минимальных взносов членов СРО в ее КФ: согласно п. 5 ст. 55.10 ГрК РФ общим собранием членов эти взносы могут быть установлены в большем размере для обеспечения большей защищенности третьих лиц в случае причинения им вреда в результате недостатков работ, выполненных членами такой СРО. Обеспечение целевого использования средств компенсационного фонда саморегулируемых организаций в сфере строительства и порядок его пополнения. Механизм, связанный с наличием у СРО КФ, является гарантией компенсации потерпевшим третьим лицам причиненного вреда. В ч. 1 ст. 55.16 ГрК РФ определено, что основной задачей КФ СРО является обеспечение субсидиарной ответственности СРО по обязательствам ее членов в результате недостатков выполненных ими работ. Поэтому варианты использования средств КФ строго ограничены законодательно. Так, согласно ч. 3 ст. 55.16 ГрК РФ, возможны три случая, при которых производится выплата из средств компенсационного фонда СРО: возврат ошибочно перечисленных средств; размещение средств КФ в целях его сохранения и увеличения размера; осуществление выплат в результате наступления субсидиарной ответственности СРО по обязательствам ее членов в случае причинения вреда вследствие недостатков работ. При этом согласно ч. 4 ст. 55.16 ГрК РФ средства КФ СРО разрешается размещать только в депозиты и (или) депозитные сертификаты российских кредитных организаций, и срок их возврата из указанных активов не должен превышать десять рабочих дней. На практике кредитная организация для размещения средств КФ определяется общим собранием членов СРО или, что реже, постоянно действующим коллегиальным органом СРО. Стоит отметить, что до вступления в силу изменений, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 N 240-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", ГрК РФ предусматривал открытый перечень активов для размещения средств КФ СРО. Существовали только ограничения, предусмотренные п. 9, 10 ст. 13 Закона N 315-ФЗ, согласно которым не менее 10% средств КФ СРО должны были быть инвестированы в государственные ценные бумаги РФ и не более 10% средств КФ СРО могли быть инвестированы в объекты недвижимости. Однако во избежание злоупотреблений при размещении средств КФ исполнительными органами СРО законодатель в новой редакции ГрК РФ сократил перечень активов для размещения средств КФ. Стоит также отметить, что п. 5, 8 ст. 13 Закона N 315-ФЗ определяют порядок размещения средств КФ СРО через управляющие компании (далее - УК), выбираемые на основании проводимого СРО конкурса. В соответствии же с п. 4 ст. 13 Закона N 315-ФЗ требования к размещению средств КФ могут устанавливаться иными федеральными законами. В связи с этим возникает некоторая неопределенность относительно порядка размещения средств КФ: одни считают, что средства КФ должны размещаться СРО напрямую (без УК) в депозиты или депозитные сертификаты кредитных организаций, выбираемых СРО <6>, другие утверждают, что в целях соблюдения требований Закона N 315-ФЗ средства КФ должны быть размещены в данных активах через УК, выбираемые на основании конкурса <7>. -------------------------------- <6> Правила саморегулирования НП СРКБВСР "СРО "Инжспецстрой-Электросетьстрой". Утверждены решением Годового общего собрания членов, Протокол N 18 от 1 марта 2012 г. // URL: http://www. iss-souz. ru. <7> Протокол заседания рабочей группы по вопросам размещения средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций N 1 от 7 ноября 2011 г. // Состав и документы Комитета по страхованию, финансовым рискам и конкурсным процедурам Национального объединения проектировщиков // URL: http://www. nop. ru.

В ч. 5 ст. 55.16 ГрК РФ определен порядок пополнения средств КФ СРО в случае осуществления выплаты из него для возмещения вреда третьим лицам: тогда член или бывший член СРО, допустивший недостатки в работах, вследствие которых причинен вред, а также иные члены СРО обязаны произвести дополнительные взносы в КФ СРО в целях увеличения его размера до уровня не ниже определяемого ГрК РФ минимального размера в срок не более чем два месяца со дня осуществления выплаты. Пропорции, в которых тот или иной член (бывший член) СРО обязан пополнить КФ СРО до установленного уровня, на практике могут быть определены общим собранием членов СРО. Важно то, что законодатель предусмотрел, что СРО несет субсидиарную ответственность за всех своих членов, допустивших недостатки в работах, свидетельство о допуске к которым они имели в данной СРО на момент выполнения работ, независимо от того, являлись ли они членами СРО на момент причинения вреда третьим лицам, т. е. за бывших членов в том числе. Имущественная ответственность национальных объединений саморегулируемых организаций в сфере строительства. Важную роль в процессе саморегулирования в строительной отрасли в целом и в обеспечении имущественной ответственности СРО в частности играют национальные объединения СРО. В связи с тем, что существует три вида СРО в сфере строительства, национальных объединений существует также три вида (ч. 2 ст. 55.20 ГрК РФ). Согласно ч. 2.1 ст. 55.20 ГрК РФ может быть создано только одно национальное объединение СРО соответствующего вида. Национальные объединения СРО создаются для выполнения функций, предусмотренных ч. 8 ст. 55.20 ГрК РФ: они не обладают контрольно-надзорными полномочиями, однако могут влиять на сферу саморегулирования путем оказания консультаций СРО, направления уведомлений в орган надзора за СРО в случае выявления нарушений закона со стороны какой-либо СРО, консолидирования информации о необходимых изменениях в законодательстве в строительной сфере, организации конференций и съездов представителей строительного сообщества, организации профильных комитетов и рабочих групп внутри национальных объединений СРО для решения конкретных задач <8> и пр. -------------------------------- <8> Официальные материалы Национального объединения изыскателей // URL: http://www. iziskately. ru/material.

На практике национальные объединения СРО реализуют следующие полномочия в рамках взносов их членов - СРО: финансируют совершенствование нормативной базы в строительной отрасли (национальные стандарты и пр.) <9>; выявляют так называемые коммерческие СРО, выдающие за деньги свидетельства о допуске организациям, не соответствующим минимальным требованиям к выдаче таких свидетельств, и отправляют такую информацию в орган надзора за СРО <10>; проводят добровольный аудит своих членов - СРО на предмет соответствия их деятельности закону, тем самым оказывая им консультации. -------------------------------- <9> Смета расходов Национального объединения строителей: утверждена решением Всероссийского съезда саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства, Протокол N 4 от 28 апреля 2011 г. // URL: http://www. nostroy. ru. <10> Поручение заместителя Председателя Правительства РФ Д. Н. Козака от 14 марта 2012 г. N ДК-П9-1436 // Новости НОСТРОЙ. URL: http://www. nostroy. ru.

Национальные объединения СРО задействованы и в механизме возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков в работах, допущенных членами СРО. Согласно ч. 8 ст. 55.16 и ч. 3.1 ст. 60 ГрК РФ в случае, если некоммерческое партнерство по какой-либо причине утрачивает статус СРО, то средства КФ зачисляются на счет Национального объединения СРО соответствующего вида, также размещаются Национальным объединением СРО в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением субсидиарной ответственности СРО, утратившей свой статус, по обязательствам членов такой СРО, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков работ. Согласно ч. 5.1 ст. 55.20 ГрК РФ СРО становится членом национального объединения СРО соответствующего вида с момента внесения сведений о ней в государственный реестр СРО и обязана уплатить вступительный взнос в такое национальное объединение в течение тридцати дней с момента принятия в члены, а также оплачивать иные отчисления на нужды такого национального объединения в установленных размерах и порядке. Стоит отметить, что в настоящее время созданы Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), проектировщиков (НОП) и изыскателей (НОИЗ), которые активно взаимодействуют с государственными органами, с одной стороны, и со СРО - с другой. Однако, т. к. до сих пор не было случаев утраты СРО своего статуса, средства компенсационного фонда ни одной СРО не переходили к национальному объединению СРО. В настоящее время Ростехнадзором России, являющимся органом надзора за СРО в сфере строительства, подано заявление в арбитражный суд и начат судебный процесс, который может закончиться лишением статуса СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, - НП строителей "СтройРегион", руководство которого подозревается в нелегитимной выдаче свидетельств о допуске и нецелевом использовании части средств КФ <11>. В случае если данные факты подтвердятся и суд вынесет соответствующее решение, это будет первым прецедентом утраты СРО своего статуса. -------------------------------- <11> Определение Арбитражного суда г. Москвы от 14 марта 2012 г. по делу N А40-21199/2012 // URL: http://www. msk. arbitr. ru.

Другим способом обеспечения прав пострадавших и инструментом снижения риска ответственности саморегулируемых организаций является страхование. Необходимо отметить несколько важных моментов в теме страхования в сфере строительства. Проблема обязательности страхования членами саморегулируемых организаций в сфере строительства своей гражданской ответственности. Еще одним инструментом, обеспечивающим гарантию возмещения вреда третьим лицам, пострадавшим в результате ошибок и упущений, допущенных при осуществлении работ в сфере строительства, является механизм страхования. Как следует из ст. 55.4 и 55.16 ГрК РФ, размер взноса члена СРО в КФ СРО зависит от того, установлены ли в данной СРО требования к страхованию ее членами гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - гражданская ответственность), т. к. механизм страхования является некой "подушкой безопасности" для КФ СРО. Для членов СРО, где такие требования установлены, размер взноса в КФ в три и более раза ниже, чем для членов СРО, где такие требования не установлены. В ч. 4 ст. 60 ГрК РФ предусмотрено, что в случае наличия у члена СРО договора страхования гражданской ответственности (далее - договор страхования) вред, причиненный третьим лицам вследствие недостатков работ, выполненных таким членом СРО, возмещается за счет средств, полученных по договору страхования, и за счет средств такого члена СРО, а субсидиарная ответственность СРО наступает, если средств, полученных по договору страхования, недостаточно для компенсации причиненного вреда и член СРО отказался удовлетворить требование о возмещении вреда либо потерпевшее лицо не получило от него в разумный срок ответа на предъявленное требование. В настоящее время ведутся споры относительно формулировки "установление СРО требований к страхованию ее членами гражданской ответственности", использованной в ст. 55.4 и 55.16 ГрК РФ. Такая формулировка подразумевает, что для того, чтобы члену СРО внести взнос в КФ СРО в меньшем размере, достаточно лишь факта установления такой СРО требований к страхованию гражданской ответственности ее членами, а не представления ими подтверждения страхования. В ч. 3 ст. 55.5 ГрК РФ установлено, что СРО разрабатывает и утверждает документы, предусмотренные ч. 1, 2 ст. 55.5 ГрК РФ; иные документы она разрабатывать и утверждать не вправе. Одним из таких документов являются правила саморегулирования СРО, предусмотренные п. 2 ч. 2 ст. 55.5 ГрК РФ. В соответствии с п. 3 ч. 12 ст. 55.5 ГрК РФ правила саморегулирования могут содержать требования о страховании членами СРО гражданской ответственности. Согласно ч. 3 ст. 55.6 ГрК РФ СРО при принятии решения о приеме лица в члены СРО и о выдаче такому лицу свидетельства о допуске вправе требовать лишь документы, указанные в ч. 2 ст. 55.6 ГрК РФ. В данном перечне отсутствует упоминание о документе, подтверждающем наличие у лица страхования его гражданской ответственности. Таким образом, формально СРО обязана принять в члены лицо и выдать ему свидетельство о допуске, если это лицо представило все документы, предусмотренные ч. 2 ст. 55.6 ГрК РФ, даже в случае если оно не подтвердило наличия у него страхования гражданской ответственности. Следовательно, член СРО, не заключивший договор страхования, может внести взнос в КФ СРО в уменьшенном размере, получить свидетельство о допуске и начать выполнять работы, и СРО при этом будет нести субсидиарную ответственность за причиненный им вследствие недостатков таких работ вред третьим лицам в той же степени, в которой она несет ответственность за членов, заключивших договор страхования. Конечно, в случае возникновения подобной ситуации СРО вправе применить к такому члену меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные ст. 55.15 ГрК РФ. Проблема состоит в том, что применение к члену СРО таких мер дисциплинарного воздействия, как предписание или предупреждение, которые указаны в п. 1, 2 ч. 2 ст. 55.15 и которые не относятся к исключительной компетенции общего собрания членов СРО (п. 3 ст. 16 Закона N 315-ФЗ и ст. 55.20 ГрК РФ) и поэтому могут применяться постоянно действующим коллегиальным органом СРО, не является препятствием для выполнения членом СРО работ в сфере строительства и, следовательно, не исключает наступления субсидиарной ответственности СРО. Применение же более серьезной меры дисциплинарного воздействия, такой, как приостановление действия свидетельства о допуске члена СРО, невозможно в силу того, что она не может быть применена за несоблюдение членом СРО требований, установленных правилами саморегулирования СРО, согласно ч. 3 ст. 55.15 ГрК РФ. Применение самых серьезных мер дисциплинарного воздействия: прекращение действия свидетельства о допуске члена СРО и исключение лица из членов СРО - возможно только по решению общего собрания членов СРО согласно п. 6 ч. 15 ст. 55.8 и п. 7 ст. 55.10 ГрК РФ соответственно, что требует определенных финансовых и временных затрат (необходимо оповестить всех членов СРО о проведении общего собрания, разослать повестку дня и пр.). В связи с этим в силу неудачной формулировки ст. 55.4 и 55.16 ГрК РФ в существующей на сегодняшний день практике нормы действующего законодательства не выполняются многими СРО, и они не выдают свидетельство о допуске без представления подтверждения того, что член СРО застраховал свою гражданскую ответственность, а также приостанавливают действие свидетельств о допуске при несоблюдении членом СРО требований к страхованию гражданской ответственности, установленных такой СРО, что напрямую противоречит ч. 3 ст. 55.6 и ч. 3 ст. 55.15 ГрК РФ соответственно (подобной позиции придерживаются и национальные объединения СРО). К сожалению, несмотря на логичность таких шагов, связанных с желанием СРО обезопасить средства своего КФ, подобные действия могут привести к тому, что член СРО, обратившийся в арбитражный суд, имеет высокие шансы на возмещение ущерба, причиненного неправомерными действиями СРО. Требования, устанавливаемые к страхованию членами саморегулируемых организаций в сфере строительства своей гражданской ответственности. Нужно отметить, что законом не предусмотрены какие-либо особые требования к страхованию членами СРО своей гражданской ответственности. В этой связи СРО сами определяют требования к условиям договоров страхования, которые их члены обязаны заключать, требования к размерам страховых сумм, срокам выплаты страховых возмещений страховыми организациями и иные требования. Эти требования должны устанавливаться общим собранием членов СРО, т. к. они являются частью правил саморегулирования СРО согласно п. 3 ч. 12 ст. 55.5 ГрК РФ, однако на практике часто полномочия по установлению требований к страхованию гражданской ответственности передаются общим собранием членов СРО постоянно действующему коллегиальному органу СРО <12>. Чаще всего СРО прописывает в своих требованиях примерное содержание договоров страхования, заключаемых членами СРО: определение объекта страхования, страхового случая, виды недостатков работ, которые могут явиться причиной причинения вреда третьим лицам, исключения из страхового случая, определение срока действия договора страхования и пр. условия. Страховые суммы по договору страхования определяются часто как разница между минимальным размером взноса в КФ СРО, который член СРО обязан был бы оплатить в случае отсутствия в СРО требований к страхованию ее членами гражданской ответственности, и минимальным размером взноса в КФ СРО, который член СРО обязан оплатить при наличии в СРО таких требований. На сегодняшний день существуют Методические рекомендации Минрегиона России по страхованию гражданской ответственности членов СРО <13>, а также типовые требования к такому страхованию, разработанные НОСТРОЕМ, и методические рекомендации к такому страхованию, разработанные НОПОМ. -------------------------------- <12> Правила саморегулирования НП СРКБАСП "СРО "Инжспецстрой-Проект": утверждены решением годового общего собрания членов, Протокол N 13 от 1 марта 2012 г. // URL: http://www. iss-proekt. ru. <13> Методические рекомендации по страхованию гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство // Протокол совещания в Министерстве регионального развития РФ от 27 февраля 2010 г. // URL: http://www. minregion. ru.

Однако все указанные выше документы не носят обязательный для СРО характер, хотя и берутся за основу многими СРО <14>. Также Законом не запрещены установление СРО требований к критериям, по которым ее члены должны выбирать страховую организацию, к уровню ее надежности и пр., или даже выбор и размещение списка страховых организаций, с которыми могут заключать договоры страхования члены СРО <15>. Это мотивировано двумя причинами. Во-первых, на начальном этапе существования института саморегулирования в строительной сфере механизм страхования, выплат при наступлении страхового случая и определения самого страхового случая был не вполне понятен как СРО и национальным объединениям СРО, так и самим страховщикам. В связи с этим удивительно низкие страховые тарифы, предлагаемые некоторыми страховыми организациями по данному виду страхования, заставляли задуматься, не являются ли заключенный членом СРО договор страхования и выданный к нему страховой полис "пустой бумажкой". Во-вторых, желание СРО обезопасить средства своего КФ путем определения круга надежных страховых организаций, которые могут выбрать ее члены для заключения договора страхования, понятно и очевидно. Определение критериев и тем более выбор круга страховых организаций должны быть утверждены общим собранием членов СРО с соблюдением всех предусмотренных законом и внутренними документами СРО процедур, во избежание подозрений в нарушении антимонопольного законодательства <16>. -------------------------------- <14> Требования к страхованию членами НП СРКБВСР "СРО "Инжспецстрой-Электросетьстрой" гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ: утверждено Советом, Протокол N 117-с от 15 марта 2012 г. // URL: http://www. iss-souz. ru. <15> Список страховых компаний, аккредитованных при НП "Объединение проектировщиков" // URL: http://www. srop. spb. ru. <16> Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28 октября 2010 г. по делу N А32-15910/2010 // URL: http://www. consultant. ru.

В последнее время стала активно развиваться идея внедрения института коллективного страхования, когда СРО путем сбора дополнительных взносов сама страхует гражданскую ответственность своих членов. Такой вид страхования уже применяется в некоторых СРО <17>, но это опять же может привлечь внимание со стороны антимонопольных органов. В будущем возможно и внедрение института страхования СРО своих КФ в случае наступления субсидиарной ответственности СРО и осуществления выплаты из них как дополнительной гарантии возмещения вреда, причиненного третьим лицам вследствие недостатков работ в сфере строительства. -------------------------------- <17> Положение о коллективном страховании гражданской ответственности членов саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства "Строительное региональное партнерство": утверждено решением Общего собрания членов, Протокол N 11 от 14 февраля 2011 г. // URL: http://sibrp. ru.

Таким образом, институт саморегулирования в сфере строительства, очевидно, обеспечивает большие гарантии на возмещение вреда третьим лицам в результате недостатков строительных работ, нежели институт лицензирования, существовавший ранее. Однако до сих пор не все участники строительного рынка осознают, что низкое качество выполненных ими работ может стать причиной финансовых затрат как для них самих, так и для других членов СРО, в которой они состоят. Именно материальная заинтересованность членов СРО должна способствовать развитию института саморегулирования <18>. -------------------------------- <18> Коржова Е. Саморегулируемые организации в сфере строительства // Жилищное право. 2010. N 4. С. 21 - 26.

Такой инструмент, как компенсационный фонд СРО, гарантирует покрытие финансовых затрат, связанных с возмещением ущерба третьим лицам. Однако отсутствие хотя бы периодического контроля со стороны органа надзора СРО за его размером и надлежащим размещением его средств влечет, на мой взгляд, опасность их нецелевого использования недобросовестными исполнительными органами СРО. Инструмент страхования гражданской ответственности членов СРО, созданный в системе саморегулирования, является в настоящее время эффективным способом уйти от прямой финансовой ответственности как для самих СРО, так и для их членов. Однако, к сожалению, для некоторых участников рынка заключение договора страхования является формальностью для вступления в СРО, и такие договоры подписываются руководителями строительных организаций, не вникающими в их условия. Только установление жестких требований к страхованию СРО и контроль органами СРО за их соблюдением членами СРО, как мне кажется, обеспечат реальную защиту гражданской ответственности членов СРО. Общей проблемой, по моему мнению, является отсутствие практики работы механизма саморегулирования как системы. С 1 января 2010 г., когда утратили силу лицензии, по настоящее время не было ни одного случая выплаты из КФ СРО, при этом были выплаты по договорам страхования <19>. Наличие практики, в том числе и судебной, поможет разрешению имеющихся разногласий по спорным вопросам. -------------------------------- <19> Часто задаваемые вопросы // Страхование ответственности в рамках СРО ОСАО "Ингосстрах" // URL: http://www. ingos. ru.

Как уже было сказано вначале, сейчас на законодательном уровне ведется работа, связанная с дополнительными гарантиями выплат третьим лицам в случае причинения им вреда вследствие недостатков работ в сфере строительства, а также с переходом от субсидиарной ответственности СРО к солидарной. Так, с 1 июля 2013 г. вступает в силу новая редакция ГрК РФ <20>, которая существенно меняет ст. 60 ГрК РФ и согласно которой потерпевшее лицо будет обращаться не к изыскателю, проектировщику или строителю, которые выполнили работы с недостатками, ставшими причиной вреда, а к застройщику (в случае если речь идет о многоквартирном доме или объекте на стадии застройки) или к собственнику (в случае если речь идет об ином, чем многоквартирный дом, объекте). Далее застройщик (собственник) сможет обратиться к солидарным должникам, одним из которых станет СРО, с регрессными требованиями, что существенно увеличит риск выплаты из средств КФ СРО. В настоящее время на уровне соответствующих комитетов национальных объединений ведутся дискуссии относительно соответствующих изменений в системе страхования. Я считаю, что вносимые поправки, конечно, обеспечат дополнительную защиту третьих лиц от причинения вреда, но необходимо еще усилить ответственность работников СРО за нецелевое использование средств КФ СРО, а также ответственность членов СРО и их работников как за выполнение работ без свидетельства о допуске, так и за отсутствие предусмотренного внутренними документами СРО страхования гражданской ответственности (в т. ч. путем внесения соответствующих изменений в уголовное законодательство РФ). -------------------------------- <20> Федеральный закон от 28.11.2011 N 337-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Литература

Нормативные правовые акты

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16. 2. О саморегулируемых организациях: Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076. 3. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2010 N 240-ФЗ // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4209. 4. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 28.11.2011 N 337-ФЗ // СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7015.

Документы органов государственной власти

1. Методические рекомендации по страхованию гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство // Протокол совещания в Министерстве регионального развития РФ от 27 февраля 2010 г. // URL: http://www. minregion. ru. 2. Поручение заместителя Председателя Правительства РФ Д. Н. Козака от 14 марта 2012 г. N ДК-П9-1436 // Новости НОСТРОЙ. URL: http://www. nostroy. ru.

Судебная практика

1. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28 октября 2010 г. по делу N А32-15910/2010 // URL: http://www. consultant. ru. 2. Определение Арбитражного суда города Москвы от 14 марта 2012 г. по делу N А40-21199/2012 // URL: http://www. msk. arbitr. ru.

Литературные источники

1. Грачев Д. О. Саморегулируемые организации и ассоциации в России и за рубежом // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2008. Второй выпуск (N 13). С. 45 - 48. 2. Заворотченко И. А. Саморегулируемые организации за рубежом // Журнал российского права. 2007. N 8. С. 89 - 98. 3. Коржова Е. Саморегулируемые организации в сфере строительства // Жилищное право. 2010. N 4. С. 21 - 26. 4. Павлодский Е. А. Саморегулируемые организации России // Журнал российского права. 2009. N 1. С. 36 - 41. 5. Щепотьев А. В., Белкин А. Н. Саморегулируемые организации - часть государственных контрольных функций // Право и экономика. 2008. N 7. С. 14 - 21.

Практика саморегулируемых организаций в строительной отрасли и Национальных объединений саморегулируемых организаций в строительной отрасли

1. Положение о коллективном страховании гражданской ответственности членов саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства "Строительное региональное партнерство": утверждено решением общего собрания членов, Протокол N 11 от 14 февраля 2011 г. // URL: http://sibrp. ru. 2. Правила саморегулирования НП СРКБАСП "СРО "Инжспецстрой-Проект": утверждены решением годового общего собрания членов, Протокол N 13 от 1 марта 2012 г. // URL: http://www. iss-proekt. ru. 3. Правила саморегулирования НП СРКБВСР "СРО "Инжспецстрой-Электросетьстрой": утверждены решением годового общего собрания членов, Протокол N 18 от 1 марта 2012 г. // URL: http://www. iss-souz. ru. 4. Список страховых компаний, аккредитованных при НП "Объединение проектировщиков" // URL: http://www. srop. spb. ru. 5. Требования к страхованию членами НП СРКБВСР "СРО "Инжспецстрой-Электросетьстрой" гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ: утверждено Советом, Протокол N 117-с от 15 марта 2012 г. // URL: http://www. iss-souz. ru. 6. Официальные материалы Национального объединения изыскателей // URL: http://www. iziskately. ru/material. 7. Протокол заседания рабочей группы по вопросам размещения средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций N 1 от 7 ноября 2011 г. Состав и документы Комитета по страхованию, финансовым рискам и конкурсным процедурам Национального объединения проектировщиков // URL: http://www. nop. ru. 8. Смета расходов Национального объединения строителей: утверждена решением Всероссийского съезда саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства, Протокол N 4 от 28 апреля 2011 г. // URL: http://www. nostroy. ru. 9. Часто задаваемые вопросы // Страхование ответственности в рамках СРО ОСАО "Ингосстрах" // URL: http://www. ingos. ru.

Название документа