Вправе ли бюджетное учреждение - исполнитель государственного контракта на медицинское обслуживание работников заказчика (органа государственной власти субъекта РФ) привлекать к оказанию услуг соисполнителей (другие медицинские учреждения)?

Ответ: Исполнитель (бюджетное учреждение) государственного контракта на медицинское обслуживание работников заказчика - органа государственной власти субъекта РФ вправе привлекать к оказанию услуг соисполнителей (другие медицинские учреждения) при условии, что в контракте и конкурсной документации содержится указание на наличие такого права в рамках условий оказания услуг.

Обоснование: Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.

На основании п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с п. 2 рассматриваемой статьи правила гл. 39 ГК РФ применяются в том числе к договорам оказания медицинских услуг.

Как следует из ст. 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

Следовательно, для возможности привлечения соисполнителя при оказании услуг заказчику такая возможность прямо должна быть прописана в контракте.

Из Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2009 N Ф04-7739/2008(20054-А75-32) по делу N А75-2375/2008 следует, что возможно указание в договоре, что его предметом является оказание услуги по организации лечения, а не непосредственное оказание медицинских услуг участниками конкурса. В этом случае медицинские услуги оказывает соисполнитель, привлечение которого должно быть разрешено условиями конкурса.

Из п. 73 Приложения к Письму Казначейства России от 02.07.2012 N 42-7.4-05/6.3-354 следует, что действующее законодательство РФ, в том числе в сфере размещения заказов, не ограничивает права медицинских учреждений для оказания полного объема услуг по соответствующему государственному контракту привлекать соисполнителей.

На основании ч. 3 ст. 29 Закона N 94-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.

Таким образом, исполнитель (бюджетное учреждение) государственного контракта на медицинское обслуживание работников заказчика - органа государственной власти субъекта РФ вправе привлекать к оказанию услуг соисполнителей (другие медицинские учреждения). При этом необходимо учитывать, что конкурсная документация должна содержать обязательное указание на наличие такого права в рамках условий оказания услуг (п. 4 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ).

Также в качестве дополнительной информации сообщаем, что Закон N 94-ФЗ утрачивает силу с 01.01.2014 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

В связи с тем что на основании ст. 2 Закона N 44-ФЗ законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях ГК РФ, а также с тем, что Закон N 44-ФЗ, так же как и Закон N 94-ФЗ, не предусматривает ограничений в части возможности привлечения соисполнителей, указанный вывод можно распространить и на правоотношения, регулируемые с 01.01.2014 Законом N 44-ФЗ.

В Законе N 44-ФЗ подобный порядок регламентирован п. 1 ч. 1 ст. 50, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 54.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

28.08.2013