Как определить для целей налогообложения прибыли организации-комитента, применяющей метод начисления, даты признания расходов на рекламу (произведенных комиссионером в пользу комитента и возмещаемых последним по условиям договора), а также на уплату комиссионного вознаграждения комиссионеру, понесенных в рамках посреднического договора (комиссии) на оказание рекламных услуг?

Ответ: В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации все посреднические договоры заключаются и исполняются за счет и в пользу комитента, доверителя или принципала.

Именно им принадлежит имущество, являющееся предметом заключенной в их интересах сделки, а также все по ней полученное.

Это означает, что все обороты по приобретению или продаже имущества (товаров, работ, услуг) отражаются в учете комитента, доверителя или принципала вне зависимости от формы участия в сделке посредника (с участием или без участия в расчетах). При этом все права и обязанности по совершенной посредником сделке возникают у комитента, доверителя или принципала на момент ее совершения.

Расходы в виде комиссионного вознаграждения на оплату услуг посредника (в данном случае - комиссионера) и приобретаемых при помощи посредника (комиссионера) услуг сторонних организаций (расходы, произведенные в пользу комитента и возмещаемые им по условиям договора) учитываются у комитента как обычные услуги сторонних организаций в общеустановленном порядке.

Следовательно, для посреднических договоров (комиссии) действуют общие принципы отражения хозяйственных операций, зависящие от прописанных в них условий.

На основании п.1 ст.272 гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ) расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений данной главы, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст.318 - 320 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.1 ст.272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.

В случае если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

В соответствии с пп.28 п.1 ст.264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п.4 ст.264 НК РФ.

В соответствии с п.4 ст.264 НК РФ к расходам на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся:

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз.2 - 4 настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки, определяемой в соответствии со ст.249 настоящего Кодекса.

Статьей 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ) определено понятие "реклама", под которым подразумевается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Согласно пп.3 п.7 ст.272 НК РФ у налогоплательщиков, применяющих метод начисления, датой осуществления прочих расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.

На основании ст. ст.999 и 1008 части второй ГК РФ документом, служащим основанием для произведения расчетов в рамках посреднических договоров (в данном случае - договора комиссии), является отчет комиссионера, подтверждающий факт исполнения поручения комитента или совершения посреднической сделки.

Вышеизложенное также правомерно в части определения дат признания организацией-комитентом расходов на рекламу (произведенных комиссионером в пользу комитента и возмещаемых последним по условиям договора), а также на уплату комиссионного вознаграждения комиссионеру, понесенных в календарных рамках действия посреднического договора (комиссии) на оказание рекламных услуг.

Г. Ч.Парфенова

Советник налоговой службы РФ

III ранга

18.04.2003