Организация является плательщиком земельного налога в том числе в отношении земельных участков, приобретенных в собственность по договорам об отступном. В правоустанавливающих документах на земельные участки категория земель определена как земли населенных пунктов, при этом вид разрешенного использования у участков разный, а именно

- для ведения личного подсобного хозяйства;

- для индивидуального жилищного строительства;

- для жилищного строительства.

Организация не использует земельные участки по их назначению, не осуществляет и не планирует вести на них строительные работы. В последующем земельные участки будут реализованы третьим лицам.

Какую ставку необходимо применять для расчета земельного налога по указанным земельным участкам до момента их реализации:

- налоговую ставку, не превышающую 0,3 процента (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ);

- налоговую ставку, не превышающую 1,5 процента (пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ), установленную в отношении прочих земельных участков?

Следует ли организации при применении ставки 0,3 процента в отношении участков, имеющих вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" или "для жилищного строительства" рассчитывать земельный налог с учетом повышающих коэффициентов, установленных п. 15 ст. 396 НК РФ, а именно с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на земельный участок, с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 августа 2013 г. N 03-05-05-02/35283

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно отмечаем, что в соответствии с п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать размеры, определенные данной статьей Налогового кодекса.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса определено, что налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, устанавливается в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства.

Пунктом 11 ст. 30, п. 1 ст. 33, п. 3 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации регламентируется предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства гражданам, а не организациям.

Кроме того, согласно ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личным подсобным хозяйством признается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, которое ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

В этой связи положение пп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса о применении пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, не должно распространяться на земельные участки, принадлежащие организации.

Налоговая ставка, предусмотренная пп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса, также устанавливается в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

При этом отмечаем, что на основании п. 15 ст. 396 Налогового кодекса в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по земельному налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Таким образом, налоговая ставка, установленная в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса, а также повышающие коэффициенты, определенные в п. 15 ст. 396 Налогового кодекса, должны применяться при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных на условиях осуществления на них жилищного строительства.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, если организацией по договорам об отступном приобретены в собственность земельные участки с разрешенным использованием "для ведения личного подсобного хозяйства", а также "для жилищного строительства", "индивидуального жилищного строительства", и на которых не планируется вести строительные работы, то в отношении таких земельных участков при исчислении земельного налога должна применяться налоговая ставка, устанавливаемая в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса, размер которой не может превышать 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р. А.СААКЯН

28.08.2013