Экономические и правовые предпосылки формирования региональных кластеров на территории Российской Федерации

(Рехтина И. В., Шунина О. А.) ("Юридический мир", 2012, N 10) Текст документа

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И. В. РЕХТИНА, О. А. ШУНИНА

Рехтина Ирина Владимировна, доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет", кандидат юридических наук.

Шунина Ольга Александровна, старший преподаватель кафедры "Финансы и кредит" ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет".

В статье рассматриваются различные организационно-правовые формы объединения юридических лиц, акцентируя внимание на такой новой форме, как кластер. Исследуются правовые и экономические основы кластерного подхода в РФ, выделяются проблемы и недостатки механизмов формирования и внедрения кластеров в российскую экономику, обусловленные отсутствием надлежащей правовой базы. В целях повышения эффективности функционирования разнообразных кластеров формулируются предложения по совершенствованию действующего российского законодательства.

Ключевые слова: кластер, кластерный подход, объединения юридических лиц, региональная экономика, гражданское законодательство, интеграция.

Economic and legal preconditions of formation of regional clusters in the territory of the Russian Federation I. V. Rekhtina, O. A. Shunina

In article various organizational and legal forms of association of legal entities are considered, focusing attention on such new form as a cluster. Legal and economic bases of a cluster approach in the Russian Federation are investigated, problems and shortcomings of mechanisms of formation and introduction of clusters in the Russian economy, caused by absence of appropriate legal base are allocated. With a view of increase of efficiency of functioning of various clusters offers on improvement of the existing Russian legislation are formulated.

Key words: cluster, the cluster approach, associations of legal entities, regional economy, civil legislation, integration.

Активизация мировых процессов, таких, как интернационализация, глобализация и интеграция, в XXI в. становится все более очевидной. Развитие сетевых маркетинговых структур поспособствовало усилению международной торговли, интернационализации. Глобализация предполагает организацию транснациональных цепочек создания добавленной стоимости или цепочек приращения стоимости в форме, например, международных финансово-промышленных групп, трестов, концернов, совместных предприятий, транснациональных корпораций, в которых создаются общемировые коммуникативные системы, сетевая логистика и стандартизация качества. Транснациональные корпорации (ТНК) осуществляют свою деятельность на мировом рынке через свои заграничные филиалы и дочерние общества. Отличительной характеристикой ТНК является то, что капитал и контроль за деятельностью - национальный, сфера деятельности - международная, активы, находящиеся вне пределов страны, также контролируются. Экспорт капитала и интеграционные тенденции в области специализации и кооперирования производства оказали влияние на развитие совместных предприятий. Совместное предприятие в отличие от ТНК создается двумя или несколькими национальными предприятиями с обязательным участием в числе учредителей как минимум одного иностранного инвестора и определяется как предприятие с долевым участием российских и иностранных инвесторов. Оперативно-тактическое руководство совместным предприятием осуществляется на паритетных началах, равноправие сторон в процессах принятия решений, контроле, стратегическом планировании позволяет извлекать наибольшую выгоду от совместной деятельности: привлекать передовые иностранные технологии и управленческий опыт, осваивать рынки в новых регионах с учетом местных особенностей, пользоваться налоговыми и хозяйственными льготами, закрепленными в законодательстве. Разновидностью предприятий с иностранными инвестициями являются межнациональные корпорации, которые также образуются в результате слияния капитала различного национального происхождения. В практике развитых стран корпорация как форма организации управления крупным предприятием имеет широкое распространение. Б. З. Мильнер дает следующее определение корпорации: "Корпорация (акционерное общество) - это организация (союз организаций), созданная для защиты интересов и привилегий участников и образующая самостоятельное юридическое лицо" <1>. Признаками корпоративной организации, например, в США считаются: получение прибыли в качестве основной цели, наличие более одного учредителя, ограниченная ответственность учредителей, свободное перераспределение акций внутри организации. Очевидно, что термины "корпорация" и "акционерное общество" могут использоваться для обозначения одного крупного предприятия. В российской экономической практике под корпоративной организацией принято понимать материнскую компанию с сетью дочерних обществ, отделений, филиалов, агентств и других хозяйственных образований, имеющих, как правило, различный юридический статус и разную степень самостоятельности. -------------------------------- <1> Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 305.

Холдинг (холдинговая или держательская компания) представляет собой организацию, владеющую контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления <2>. Выделяют различные типы холдинговых структур: чистые и смешанные; вертикальные и горизонтальные; государственные, частные и государственно-частные; диверсифицированные; а также банковские холдинги. Интернационализация деятельности холдингов или взаимное холдинговое владение акциями между различными компаниями разных стран проявляется в том, что большинство крупных холдингов стремится открывать филиалы, представительства, дочерние общества в различных странах и регионах. -------------------------------- <2> Там же. С. 310.

Отличительной особенностью финансово-промышленных групп является слияние капиталов различных источников: предприятий, кредитно-финансовых организаций, фондов, инвестиционных институтов. Преследуемая в данном случае цель - это также увеличение прибыли, повышение эффективности производственных и финансовых операций, усиление конкурентоспособности в процессе формирования крупного производства. Финансово-промышленные группы бывают как многоотраслевые (диверсифицированные), так и с выраженной специализацией на основе технологически связанных предприятий (наукоемкие отрасли, ТЭК и др.). Интеграция как системный процесс объединения хозяйственных блоков может быть реализована на разных уровнях: на уровне страны - макроуровне либо объединяя несколько стран - мегауровне. Примером объединения стран на мегауровне служит ЕС (зона евро). Учитывая географическое положение, региональное (территориальное) посубъектное разделение страны и в силу обширной территории России, вряд ли считается возможным формирование кластеров на макроуровне. При этом мезоуровень - уровень, ограниченный рамками региона либо соседних регионов, может считаться перспективным в развитии этого направления. "Кластер" как научный термин ранее применялся в ряде естественных наук. Значение его в переводе с английского языка определяется как: 1) кисть, гроздь; 2) скопление, концентрация; 3) группа. В конце 30-х гг. прошлого века в математике был сформулирован аппарат кластерного анализа многомерных данных, где, вероятно, впервые был использован этот термин. Несмотря на то, что основателем кластерного подхода в экономике считается М. Портер (1990 г.), предпосылки основных положений и понятий для обозначения территориального (регионального) кластера можно выявить в более ранних работах (первая половина XX в.) как зарубежных ученых (В. Лаунхардт, А. Вебер, А. Леш, У. Айзард, И. Тюнен), так и в трудах представителей отечественной школы региональных экономических исследований (Н. Н. Колосовский, вторая половина XX в. - Н. Н. Баранский, К. М. Бадман, Н. И. Ларина, Ю. Г. Саушкин и др.). В частности, зарубежной школой активно разрабатывались характерные признаки и определение экономического района - субъективного образования, выделяемого по следующим принципам: экономической выгоды, радиуса транспортного влияния, характеристикам рабочей силы, агломерации. В России к середине XIX в. разрабатываются теоретико-методологические основы, факторы и принципы экономического районирования, в рамках которого специализация развития района предопределяется его ресурсно-сырьевым потенциалом. Н. Н. Колосовский вводит понятие производственно-территориальных комплексов (ПТК), в которых достигается наивысшая эффективность производительных сил за счет комбинирования технологических процессов при переработке сырья, получении энергии, использовании оборудования и труда <3>. Ученые Института экономики СО АН в 1960 - 1965 гг. (К. М. Бадман, Н. И. Ларина и др.) в качестве базового модуля территориальной организации производительных сил предлагают территориально-производственный комплекс (ТПК) - планово формируемое взаимодействие технологических процессов по освоению природных ресурсов, значительно повышающее экономическую эффективность производства. И, наконец, в конце XX в. российскими учеными <4> вводится обобщающее понятие региона - как части территории РФ, обладающей общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. -------------------------------- <3> Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2001. С. 73. <4> Там же. С. 16; Кистанов В. В., Копылов Н. В. Региональная экономика России: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 25; Мищенко В. В. Экономика региона: Учебное пособие. Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2003. С. 45.

Очевидным отличием рассмотренных определений является то, что методики западной школы не предусматривали связи производственных процессов с природной ресурсно-сырьевой составляющей территории, в то время как в условиях России с ее огромной территорией и ресурсным потенциалом невозможно просто определить точку размещения промышленного производства, необходимо многофакторное сравнение природных ресурсов с целью выбора тех из них, которые обеспечивают получение наибольшего экономического эффекта с учетом состояния конкретной рассматриваемой части территории. С другой стороны, профессор Г. Г. Шамлина отмечает совпадение приведенных понятий территориальных образований (ТПК и ПТК), разработанных и внедренных российскими учеными в практику научных исследований, с понятием "кластер" <5>. По определению М. Портера "кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Географические масштабы кластера могут варьироваться от групп производства одного города или штата (региона) до страны или даже нескольких соседствующих стран. Кластеры принимают различные формы в зависимости от своей глубины и сложности, но большинство включают компании готового продукта или сервисные компании; поставщиков специализированных факторов производства, компонентов, машин, а также сервисных услуг; финансовые институты, фирмы в сопутствующих отраслях... правительственные структуры, оказывающие существенное влияние на кластер, могут рассматриваться как его часть" <6>. -------------------------------- <5> Шамлина Г. Г., Гагарин А. И. Кластеры в экономике России // Региональная экономика: теория и практика. 2008. N 6. С. 12. <6> Портер Майкл Э. Конкуренция / Пер. с англ. М.: Издательский дом "Вильяме", 2002. С. 207.

Г. Г. Шамлина также указывает на то, что базисной составляющей, проходящей через все приведенные формулировки понятий территориальных образований российских ученых и кластера, является часть территории формирования этих образований, набор технологических структур и механизмы формирования этих структур, а главной целью - поиск оптимального их сочетания, обеспечивающего наибольший экономический эффект. Однако в данном М. Портером определении нет прямого указания на наличие ресурсно-сырьевого потенциала как обязательного фактора возникновения и развития кластера. Более того, он отмечает <7>, что местные трудовые и природные ресурсы не обеспечивают преимущества в наукоемких (инновационных) отраслях; набор факторов, которыми обладает государство (либо конкретная местность) в некоторый определенный момент времени, оказывается менее значимым, чем скорость и эффективность их создания и обновления, а также применения в конкретных отраслях. Основываясь на этих утверждениях, можно предположить, что политика кластеризации и разработка механизмов формирования и функционирования уже существующих и предполагаемых кластеров в России будут успешны независимо от отраслей и регионов. -------------------------------- <7> Там же. С. 181.

Стремление понять новые формы организации производительных сил, особенно в условиях обострения проблем восстановления и интенсификации потерянных темпов развития экономики, способствовало появлению кластерной теории в региональной экономике и разработке различных подходов и классификаций в теории кластеров. Согласно системно-интеграционной теории экономические системы представлены объектами, процессами, средами, проектами в координатах "время - пространство". На основе выделенных признаков и определения сущности кластеров предлагается подразделять их на инновационные производственно-технологические, многопрофильные и специализированные <8>. Территориальные кластеры в большей или меньшей мере являются инновационными, связанными с нововведениями, новообразованиями. Отличительной особенностью многофункциональных и специализированных кластеров является то, что в качестве их ядра выступают предприятия промышленности или сферы услуг, выпускающие традиционную или усовершенствованную продукцию, услуги, пользующиеся спросом на мировом и региональных рынках. -------------------------------- <8> Кундиус В. А., Чермянина В. В., Санталова В. Н. Перспективы развития агротуризма в регионе на основе экономического кластерного партнерства // Региональная экономика: теория и практика. 2011. N 9. С. 45.

Ряд авторов <9> в качестве классификационного критерия используют: -------------------------------- <9> Батов Г. Х., Кандрокова М. М., Кумышева З. Х. Организация устойчивого развития экономики региона на основе кластерных образований // Региональная экономика: теория и практика. 2011. N 12. С. 14; Тетерин Н. И. Анализ действующих и выявление потенциальных (формирующихся) кластеров в экономике региона: на примере Саратовской области // Региональная экономика: теория и практика. 2009. N 23. С. 48.

- степень сформированности; - отраслевой признак. В свою очередь, по степени сформированности кластеры подразделяют на: - действующие или функционирующие (полное использование первичного ресурса и надежными каналами сбыта, государственная поддержка не играет особой роли); - устойчивые (существенное использование первичного ресурса, долгосрочные каналы распределения, неполная государственная поддержка); - латентные или неоформленные (в них накоплена критическая масса необходимых ресурсов и отраслей, но отсутствуют или не развиты партнерские и информационные связи, слабая государственная поддержка, рисковые каналы перераспределения ресурсов); - потенциальные или неразвитые кластеры (в них существует потенциал, однако не хватает многих составляющих). По отраслевому признаку кластеры подразделяют по сферам деятельности (АПК, машиностроение, энергетика и т. п.). Однако процесс создания конечного продукта охватывает, как правило, предприятия отраслей-поставщиков, отраслей-потребителей и инфраструктурных отраслей. Однако дальнейшие исследования в части классификации кластеров должны быть направлены на выявление возможностей их внедрения в экономику, поскольку простая классификация сама по себе может оказаться невостребованной в практике стратегического развития регионов. Как показывает практика, наибольшего успеха в конкурентной борьбе достигают страны и регионы, имеющие высокотехнологичные кластеры. Так, в странах - лидерах рейтингов конкурентоспособности - США, Швейцарии, Дании, Швеции, Финляндии, Германии, Нидерландах, Великобритании и Франции - проводится целенаправленная кластерная политика <10>. Опираясь на опыт формирования и регулирования кластеров ведущих стран, государственная поддержка кластерных инициатив осуществляется в Индии, Китае, Австрии, Индонезии, Малайзии, Мексике, Чехии, Венгрии, Казахстане, Украине и других странах. С 2000 г. в регионах России также начинают формироваться кластерные инициативы и пилотные проекты по созданию кластеров. -------------------------------- <10> Печаткин В. В. Формирование кластерного опорного каркаса регионов как направление повышения конкурентоспособности России // Региональная экономика: теория и практика. 2010. N 34. С. 25.

Введение отдельных элементов кластера в разработку основ территориальной организации производительных сил страны будет способствовать диверсификации хозяйства страны. Внедрение кластеров в экономику в сочетании с методами оценки состояния природных и антропогенных составляющих в их взаимодействии, а также разработка инструментов регулирования и поддержки кластерных форм интеграции, находящихся на определенной стадии развития, позволит определить основные направления более эффективного социально-экономического развития регионов (территорий). Главным документом развития РФ федерального уровня стала Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р <11>, имеющая декларативный характер и своевременно обновляемая с учетом результатов научно-технологического прогноза. -------------------------------- <11> URL: http://www. ifap. ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.

В данной Концепции в рамках регионального развития государства (п. VII) расшифровывается инновационная и социальная ориентация, реализуемая в т. ч. и с помощью: - формирования территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах; - а также территориально-производственных кластеров на слабоосвоенных территориях, ориентированных на глубокую переработку сырья и производство энергии с использованием современных технологий. Основными направлениями содействия развитию кластеров, реализуемыми органами государственной власти и местного самоуправления, станут следующие: - содействие институциональному развитию кластеров, предполагающее в т. ч. инициирование и поддержку создания специализированной организации развития кластера (центров кластерного развития), а также деятельности по стратегическому планированию развития кластера, установлению эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера и стимулирование укрепления сотрудничества между ними; - развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их взаимодействия (стимулирование инноваций и развитие механизмов коммерциализации технологий; повышение качества управления на предприятиях кластера, повышение конкурентоспособности и качества продукции у предприятий-поставщиков и развитие механизмов субконтрактации; содействие маркетингу продукции (товаров, услуг), выпускаемой предприятиями - участниками кластера и привлечению прямых инвестиций); - обеспечение формирования благоприятных условий развития кластеров, включающих повышение эффективности системы профессионального образования, содействие развитию сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями, осуществление целевых инвестиций в развитие объектов инновационной инфраструктуры, предоставление налоговых льгот, в соответствии с действующим законодательством, снижение административных барьеров. В соответствии с документами вышестоящих порядков разработаны региональные стратегии инновационного развития. В частности, в Алтайском крае действует целый ряд документов стратегического, среднесрочного и текущего планирования, регламентирующих перспективы развития региона. В 2007 г. была разработана и одобрена Постановлением Администрации края Комплексная программа социально-экономического развития Алтайского края <12>, которая органически соотносится с Законом Алтайского края "О стратегическом планировании социально-экономического развития" от 09.02.2011 <13>. -------------------------------- <12> О Комплексной программе социально-экономического развития Алтайского края: Постановление Администрации Алтайского края от 28.12.2007 N 622 // Сборник законодательства Алтайского края. 2007. Декабрь. N 140. Ч. 3. С. 1. <13> О стратегическом планировании социально-экономического развития: Закон Алтайского края от 09.02.2011 N 19-ЗС // Алтайская правда. 2011. 12 февраля. N 39.

В качестве стратегической цели социально-экономического развития Алтайского края в Программе было определено превращение края в глобальный центр здоровья, культуры и отдыха, регион, обеспечивающий современные стандарты уровня и качества жизни, обладающий развитыми аграрно-промышленным и научно-инновационным комплексами. Наиболее эффективное достижение стратегической цели предполагается через реализацию четырех стратегических направлений, в т. ч. на основе формирования региональных центров инновационного развития и территориальных кластеров, что должно способствовать повышению уровня инновационности экономики края. Исходя из стратегических документов социально-экономического развития края и Сибири до 2020 г. и инициатив губернатора Алтайского края А. Карлина <14>, инновационное развитие края будет идти по пути создания кластеров нескольких специализаций - биофармацевтического, туристического и группы агропромышленных кластеров. Однако одновременно с определением участников названных кластеров не разработаны экономические механизмы сотрудничества между собой, а также с органами государственной власти, отсутствуют нормативно-правовые основы их взаимодействия. -------------------------------- <14> Новости РИА "ФедералПресс" // URL: www. fedpress. ru.

В каждом муниципальном образовании, а их на территории края 71, разработаны и утверждены Комплексные программы социально-экономического развития на период до 2017 г., в которых подчеркивается целесообразность создания кластеров на соответствующей территории без конкретизации механизма и процедур их создания <15>. -------------------------------- <15> См., напр.: Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края на 2008 - 2017 годы: утв. решением Барнаульской городской Думы от 29.04.2011 N 505 // Вечерний Барнаул. 2011. 11 мая. N 68.

Детальный анализ законодательной базы позволяет заключить, что в законодательстве РФ отсутствует унифицированное определение понятия "кластер", а также специальный закон, комплексным образом регулирующий данную форму объединения юридических лиц. В действующем гражданском законодательстве РФ в качестве форм объединения юридических лиц названы холдинги <16>, ФПГ. Кластер как форма объединения юридических лиц на законодательном уровне в России не закреплен. -------------------------------- <16> О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (в ред. от 06.12.2011) // СПС "КонсультантПлюс".

Вместе с тем термин "кластер" без расшифровки его понятия и толкования используется в подзаконных актах, посвященных стратегиям развития конкретного региона и регулированию отношений в конкретной узкой сфере экономики и производства <17>. -------------------------------- <17> О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея: Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 N 833 // СПС "КонсультантПлюс".

Помимо этого в подзаконных актах регионального уровня, как правило, стратегического общего характера, связанных с перспективами развития конкретного региона, имеются указания на необходимость развития кластеров в той или иной сфере производства или услуг <18>. В актах муниципального уровня также встречаются примеры использования кластерного подхода. Однако открытым остается вопрос о содержании термина "кластер", который используется в актах субъектов РФ, муниципалитетов. -------------------------------- <18> См.: Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края на 2008 - 2017 годы: утв. решением Барнаульской городской Думы от 29.04.2011 N 505 // Вечерний Барнаул. 2011. 11 мая. N 68.

Учитывая сложный комплексный социально-экономический характер такого объединения юридических лиц, как кластер, а также необходимость и целесообразность развития и применения кластерного подхода в РФ, следует принять специальный Федеральный закон "О кластерах", закрепляющий общее понятие кластера, его признаки и отличительные черты как комплексного объединения различных форм юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеющих сложный координационный характер взаимоотношений, что позволит унифицированно подходить к регулированию такого вида объединения юридических лиц. Дополнительно следует включить в гл. 4 ч. 1 ГК РФ <19> отдельный параграф, посвященный формам объединения коммерческих юридических лиц (холдингам, корпорациям, финансово-промышленным группам и кластерам), закрепив тем самым общее понятие кластера как разновидности объединения юридических лиц. -------------------------------- <19> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) // СПС "КонсультантПлюс".

Вышеназванные меры будут способствовать правовой легализации кластера как разновидности объединения юридических лиц и позволят единообразно подходить к кластерным вопросам в рамках отдельных видов экономической деятельности, сфер производства и услуг (жилищно-коммунальной, банковской, туристической, фармацевтической, образовательной и др.). Законодательные основы кластера остро необходимы и особенно важны, поскольку идея кластерного подхода становится популярной и естественным образом набирает обороты, а сам кластер как форма объединения и интеграции подразумевает участие не только хозяйствующих участников рынка, но и властных субъектов (органов государственной власти и местного самоуправления).

Название документа Интервью: Интервью с заместителем руководителя аппарата Ассоциации юристов России, Председателем Координационного совета молодых юристов Ассоциации юристов России, лидером Корпуса наблюдателей "За чистые выборы" Денисом Игоревичем Паньшиным ("Юридический мир", 2012, N 10) Текст документа

ИНТЕРВЬЮ С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ АППАРАТА АССОЦИАЦИИ ЮРИСТОВ РОССИИ, ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА МОЛОДЫХ ЮРИСТОВ АССОЦИАЦИИ ЮРИСТОВ РОССИИ, ЛИДЕРОМ КОРПУСА НАБЛЮДАТЕЛЕЙ "ЗА ЧИСТЫЕ ВЫБОРЫ" ДЕНИСОМ ИГОРЕВИЧЕМ ПАНЬШИНЫМ

П. ЦЫБКО

Полина Цыбко: Денис Игоревич, расскажите о том, какова сегодня численность членов Ассоциации юристов России и сколько региональных отделений Ассоциации действует? Денис Паньшин: Сегодня Ассоциация юристов России насчитывает в своих рядах более 22 000 юристов по всей стране. Региональных отделений у нас открыто 82; на данном этапе есть нерешенный вопрос по Ненецкому автономному округу. Мы хотим сделать одно межрегиональное отделение по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Тогда региональное представительство будет считаться не по количеству субъектов, а по количеству региональных отделений. Но все субъекты РФ будут закрыты в любом случае. Такая ситуация планируется также по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Поэтому у нас в перспективе будет 81 региональное отделение, но в 83 субъектах Российской Федерации.

Полина Цыбко: Также в Ассоциации созданы Окружные советы. Где они уже действуют и каково их предназначение? Денис Паньшин: Идея создания Окружных советов возникла два года назад. В Ассоциации должна быть слегка иерархичная, вертикальная система, при которой аппарат Правления и Окружной совет будут плотно взаимодействовать, а региональные и местные отделения будут уже взаимодействовать между собой в рамках Окружных советов. То есть мы просто запараллелили структуру федеральных округов, полпредств с системой Окружных советов региональных отделений Ассоциации. Самый первый Окружной совет был создан в Северо-Кавказском федеральном округе в мае 2010 г. Затем начали создаваться советы в Уральском, Сибирском и Центральном федеральных округах. Сейчас завершено создание Окружного совета в Приволжском федеральном округе - состав утвердили председатели региональных отделений округа. Скорее всего, возглавит Окружной совет в ПФО председатель Ульяновского отделения. Кроме того, по результатам последней поездки руководства АЮР во Владивосток была достигнута договоренность, что Дальневосточный федеральный округ возглавит Приморское отделение, т. к. отделение сможет вытянуть за собой другие. Остается Южный и Северо-Западный федеральные округа.

Полина Цыбко: А Окружные советы возглавляют в основном силовые личности, члены Ассоциации? Денис Паньшин: Во-первых, в любом случае это члены Ассоциации, и в любом случае это председатели региональных отделений, потому что у нас есть типовое положение, в котором некоторые пункты обязательные. Допустим, в Северо-западном федеральном округе планируется, что это будет Санкт-Петербургское отделение, в перспективе объединенное с Ленинградской областью, в Дальневосточном - Приморское, а в уже созданных СКФО - Ставропольское отделение, в ЦФО - Тульское отделение, в УРФО - Свердловское отделение, в ПФО - Ульяновское.

Полина Цыбко: Деятельность Ассоциации юристов очень обширна, могли бы Вы рассказать про самые интересные прошедшие и грядущие мероприятия? Денис Паньшин: В 2012 г. я как Председатель Координационного совета молодых юристов обязательно отмечу Третий молодежный международный юридический форум, Международный юридический форум, проведенный совместно с Министерством юстиции РФ в Санкт-Петербурге. Молодежные мероприятия в Красноярске - ТИМ "Бирюса", в Ульяновске - молодежный юридический лагерь-форум "ЮрВолга", который прошел уже во второй раз. Также это выездное заседание Правления АЮР совместно с Окружным советом Северо-Кавказского федерального округа в Дагестане. Научно-практическая конференция Волгоградского отделения по правовому просвещению детей. Это и мероприятия, которые проходили в рамках реализации гранта Минэкономразвития по бесплатной юридической помощи в Краснодаре и Рязани. Кроме того, большое количество мероприятий проводили региональные отделения - конференции, круглые столы, семинары. Помимо этого, если говорить о наших коллегиальных мероприятиях, - это Президиум АЮР по обсуждению изменений в Гражданский кодекс, Президиум по изменению Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности". Кроме того, у нас большинство комиссий активизировалось в этом году - очень интересные заседания проводят комиссия по нотариату, комиссия по финансовым рынкам, комиссия по правовому просвещению и пропаганде права и др. Мы сотрудничаем с Ассоциацией молодых предпринимателей России, с федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, мы провели Съезд Ассоциации юристов России в феврале 2012 г., переизбрали состав Президиума, ЦКРК, Правление Ассоциации. Провели ряд рабочих встреч Координационного совета молодых юристов и два заседания Координационного совета молодых юристов. АЮР проводит и федеральные спортивные мероприятия - это футбольный турнир Ассоциации. Кстати, команда-победитель увозит к себе турнир на следующий год. Будем проводить в Кировской области турнир, но Татарстанское отделение, дважды чемпион, не отказывает в регулярном проведении турнира в Казани. Будем решать коллизию.

Полина Цыбко: АЮР проводит Дни бесплатной юридической помощи, сколько их уже за плечами? Денис Паньшин: Всероссийские дни бесплатной юридической помощи - это одно из знаковых мероприятий в Ассоциации и один из самых основных проектов АЮР. С такой инициативой - придумать "юридический флешмоб" - выступило молодежное движение Ассоциации по предложению Председателя Правления. С 23 марта 2011 г. Дни бесплатной юридической помощи проходят под лозунгом "От Камчатки до Калининграда". Раз в квартал, каждое 23-е число третьего месяца квартала, уже восемь раз мы бесплатно помогаем гражданам юридическим советом. Мы сами не ожидали такого всплеска активности среди юристов и населения. Мы получили хорошую огласку в СМИ и за эти 8 "дней" бесплатной юридической помощи приняли порядка 270 000 граждан... Бесплатную юридическую помощь оказывают адвокаты, нотариусы, громаднейшая армия корпоративных юристов, чиновники государственных служб, работники аппаратов судов, прокуратуры, преподаватели, аспиранты и студенты. Помимо этого региональные отделения проводят свои, региональные дни бесплатной юридической помощи. За помощью обращаются различные слои населения. В основном пенсионеры, инвалиды, люди, социально незащищенные. На сайте Ассоциации есть специальный раздел "Бесплатная юридическая помощь". Мы сейчас планируем сделать новый срез по всем центрам бесплатной юридической помощи, общественным приемным, юридическим клиникам всех вузов. Благодаря этому мы сможем посчитать так называемые трудочасы каждого юриста, т. е. сделать срез, сколько членов регионального отделения принимают граждан в Дни бесплатной юридической помощи. Также мы планируем создать на базе интернет-ресурса Рязанского регионального отделения сайт, под условным названием "Единый реестр юридических клиник" в России.

Полина Цыбко: В Ассоциации есть проект "Повышение качества юридического образования". Где могут получить информацию о качестве того или иного вуза абитуриенты, желающие получить профессию юриста? Денис Паньшин: На сайте Ассоциации юристов России. В перспективе информация станет ориентиром для всех студентов и их родителей, абитуриентов. Раздел под названием "Рейтинг юридических вузов", вузов, прошедших общественную аккредитацию. Для выпускников и молодых специалистов мы создали на сайте раздел "Работа для юристов", сделали основные точечные рекомендации, как проходить интервью. Мы планируем запустить проект под условным пока названием либо "Кадровый центр", либо "Центр содействия занятости" Ассоциации юристов России, где будем консолидировать все кадровые центры и центры именно по юридической специальности, взаимодействовать с вузами и работодателями. Так называемый госзаказ на определенные юридические специальности.

Полина Цыбко: Сколько юридических вузов в России? И сколько будет аккредитовано Комиссией АЮР по общественной оценке качества высшего юридического образования? Денис Паньшин: Разные оценки существуют - вузы и факультеты постоянно открываются, закрываются, переформатируются, объединяются. Насколько мне известно, на начало 2010 г. была цифра порядка 1700. В 2012 г. мы планируем завершить основной этап проекта аккредитации и выставим "рейтинг" юридических вузов и факультетов страны. Сейчас аккредитовано порядка 120 - 130 вузов. В течение трех лет экспертами и Комиссиями АЮР прорабатывалась информация. К сожалению, в этот список не попадут многие вузы и факультеты, которые либо отказывались пройти аккредитацию, либо не соответствуют критериям, выдвинутым экспертами Ассоциации. Но и хотелось бы, конечно, уточнить, что это общественная аккредитация, и Ассоциация в данном случае никого ни к чему не обязывает.

Полина Цыбко: Денис Игоревич, 3 декабря все юристы будут отмечать свой профессиональный праздник - День юриста. Сколько в этом году планируется номинантов на премию "Юрист года"? Денис Паньшин: День юриста в этом году выпадает на понедельник. Юристы - люди не пьющие, и во вторник они будут с утра работать. Согласно Положению о высшей юридической премии у нас пять номинаций и, соответственно, пять номинантов, но могут быть либо коллективы авторов по определенным номинациям, либо в одной номинации может быть несколько лауреатов, если Президиум принимает такое решение. В этом году на премию номинированы юристы из Владимирского, Челябинского, Свердловского, Ярославского регионов, Москвы и Санкт-Петербурга. В этом году премия "Юрист года" будет вручаться в Президент-отеле.

Полина Цыбко: Помимо "Юриста года", какие еще юридические премии учреждены Ассоциацией? Денис Паньшин: В этом году учреждена Всероссийская правовая премия имени М. М. Сперанского. Она будет вручаться 24 октября с. г. во Владимире, на родине Сперанского. Кроме того, есть теперь и премия имени В. А. Туманова за особый вклад в развитие конституционного законодательства и юридической конституционной науки. И учреждена в этом же году медаль имени Олега Емельяновича Кутафина "За заслуги в юриспруденции". Кроме того, мы планируем отмечать юристов за успехи в оказании бесплатной юридической помощи.

Полина Цыбко: Вы являетесь Председателем Координационного совета молодых юристов. Чем занимается совет и какая численность юридической молодежи в резерве Координационного совета по всей стране? Денис Паньшин: Да, Координационный совет молодых юристов - это такая уже достаточно мощная молодежная организация Ассоциации юристов России. Включает порядка 4,5 тыс. ребят. В АЮР действует статус "кандидат в члены Ассоциации юристов России": им может стать студент старше второго курса. В Координационный совет может вступить любой юрист с дипломом о высшем юридическом образовании до 35 лет или кандидат в члены АЮР. Проект достаточно интересный, мобилизующий, за два года уже показал свою значимость и вызвал интерес со стороны молодежи. При Советах молодых юристов в регионах действует "Школа права" - это правопросветительский проект, который работает с категориями молодых людей, начиная с детских садов, детских домов, интернатов, приютов и заканчивая ребятами, кто только собирается поступать в вузы, это десятый, одиннадцатый классы; и с первыми-вторыми курсами здесь такой больше профориентационный формат уже. Ребята по всем регионам выезжают и в школы, и в детские сады. В Волгограде очень активно развивается проект именно по правовому просвещению детей; там работает Детский правовой университет, поставлен спектакль для детей "Сказка о потерянных правах", гастролирующий по регионам России. Также Совет принимает участие и в законотворческой деятельности на уровнях местного и регионального законодательства, собирает аналитическую информацию по регионам, участвует во всех мероприятиях, конференциях. В его копилке волонтерские проекты - региональные и федеральные, международные стажировки, обмен опытом, всероссийские юридические олимпиады и конкурсы по юридическим специальностям. Кроме того, сам Координационный совет молодых юристов - это некая "тусовка" для молодых юристов. И, конечно, в этом году самый мощный проект, который выстрелил, это Корпус наблюдателей "За чистые выборы".

Полина Цыбко: Корпус наблюдал за президентскими выборами в марте, проект будет теперь работать на постоянной основе? Денис Паньшин: Корпус наблюдателей работал на президентских выборах впервые. Начал свое формирование он в январе 2012 г. По сути, это все те же лица из Координационного совета молодых юристов. Идея, которая была выдвинута Координационным советом молодых юристов, - "надо наблюдать, надо что-то делать, реагировать как-то на ситуацию в стране". Идея позволила сплотить очень многих людей. В Корпусе не очень много, но все же есть и не юристы, но каким-то образом соприкасавшиеся с правом, либо гуманитарии, кто прослушал курсы по праву, избирательному законодательству. Перед президентскими выборами мы проводили дважды федеральное обучение наблюдателей. В каждом регионе мы старались провести обучение региональное с участием известных юридических личностей, преподавателей. Президентские выборы - конечно, самые тяжелые выборы в организационном плане для нас. Корпус выдержал три месяца тяжелейшей работы, но на этом проект не закончился. Потом была Ярославская выборная кампания мэра, Красноярск, Омск, Касимов, и сейчас мы готовимся к выборам 14 октября. Это выборы в 22 регионах: губернаторские выборы в 5 субъектах, в 6 субъектах - в законодательные собрания, в Калининграде выборы мэра, в муниципальные представительные органы - Владивосток, Калининград, Петропавловск-Камчатский и города и Республики Северного Кавказа: Северная Осетия - Алания, Черкесск; это и Мурманск, и Ленинградская область; это и Центральный округ, и Урал, т. е. вся Россия. Приходится очень много ездить, общаться, вникать в региональные особенности, читать лекции. На этом деятельность Корпуса не только не закончится - она только начинается. Проект молодой, амбициозный, и, несмотря на все сложности и трудности, я думаю, что молодежь справится, и это будет огромным подспорьем не только в плане общественной деятельности, но и в плане их дальнейшей профессиональной юридической работы. Каждый из них может поучаствовать в качестве истца и ответчика в процессе по определенным нарушениям. Например, были случаи, когда ребят задерживали, возбуждались административные дела, юристы разбирались и участвовали в процессах. И, конечно, это огромное подспорье в получении знаний избирательного законодательства, его применении, возможность общаться между собой, между людьми различного уровня.

Полина Цыбко: Денис Игоревич, спасибо Вам большое за интересное интервью, желаем успехов и удачи в вашей обширной и непростой деятельности. Денис Паньшин: Спасибо. Будем работать.

Название документа