Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании организации-должника несостоятельной (банкротом) в связи с просрочкой уплаты налога на добавленную стоимость в размере 500 тыс. руб., взысканного на основании судебного акта. Организация-должник в отзыве указала, что, поскольку на дату подачи заявления имелась угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) при единовременной уплате налога, в отношении организации не может быть введена процедура наблюдения

Подлежит ли удовлетворению судом заявление налогового органа?

Ответ: Требование налогового органа о признании несостоятельной (банкротом) организации-должника, которая просрочила уплату НДС в размере 500 тыс. руб., взысканного на основании судебного акта, подлежит удовлетворению судом в случае, если:

- организация-должник не подавала в уполномоченный орган заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога на добавленную стоимость в связи с появлением угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) организации-должника в случае единовременной уплаты налога;

- организация-должник подала соответствующее заявление, но ей было отказано.

Обоснование: В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона N 127-ФЗ правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

В соответствии с абз. 9 ст. 2 Федерального закона N 127-ФЗ под уполномоченным органом понимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).

Согласно п. 1 ст. 61 Налогового кодекса РФ изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога.

Согласно абз. 1 п. 5 ст. 64 НК РФ заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются документы согласно пп. 1 - 7 п. 5 ст. 64 НК РФ.

Наличие основания, указанного в пп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ, устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления (абз. 4 п. 5.1 ст. 64 НК РФ).

Приказом Минэкономразвития России от 18.04.2011 N 175 утверждена Методика проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога.

Следовательно, организация-должник была вправе подать в соответствующий уполномоченный орган заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога на добавленную стоимость при появлении угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) организации-должника в случае единовременной уплаты налога. Требование налогового органа о признании организации-должника несостоятельной (банкротом) подлежит удовлетворению судом в случае, если:

- организация-должник не подавала в уполномоченный орган заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога на добавленную стоимость в связи с появлением угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) организации-должника в случае единовременной уплаты налога;

- организация-должник подала соответствующее заявление, но ей было отказано.

Н. Б.Тихонова

ООО "Эксперт-право"

27.08.2013