Организации на праве собственности принадлежит здание, расположенное на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, государственный кадастровый учет которого не осуществлен. Для оформления права аренды на земельный участок организация обратилась в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, соответствующая схема организацией не разрабатывалась

Орган местного самоуправления сообщил организации, что, поскольку у органа местного самоуправления отсутствует обязанность по подготовке схемы, ее необходимо подготовить организации. Правомерна ли позиция органа местного самоуправления?

Ответ: Позиция органа местного самоуправления, утверждающего, что, поскольку у него отсутствует обязанность по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, ее необходимо подготовить заинтересованной в этом организации самостоятельно, неправомерна. В Письмах Минэкономразвития России и судебной практике разъяснено, что Земельным кодексом РФ не установлена обязанность лиц, заинтересованных в приобретении прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, обеспечивать изготовление схем в отличие от выполнения кадастровых работ.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.

Согласно п. 7 ст. 36 ЗК РФ, в случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Аналогичный порядок утверждения схемы предусмотрен п. 4 ст. 34 ЗК РФ для предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом N 221-ФЗ.

По рассматриваемому вопросу в Письмах Минэкономразвития России и судебной практике разъяснено, что ЗК РФ не установлена обязанность лиц, заинтересованных в приобретении прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, обеспечивать изготовление схем, в отличие от выполнения кадастровых работ (Письма Минэкономразвития России от 14.06.2011 N Д23-2519, от 12.10.2010 N Д23-4113, от 05.10.2010 N Д23-4010, от 09.04.2009 N Д23-918, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 06.07.2012 N Ф03-2756/2012 по делу N А51-19754/2011, от 31.01.2012 N Ф03-6759/2011 по делу N А51-5888/2011, от 24.10.2011 N Ф03-4986/2011 по делу N А51-19467/2010).

В случае если органом местного самоуправления не разрешен вопрос о том, за чей счет разрабатываются схемы земельных участков, это не должно являться препятствием для получения заявителем утвержденной схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в случае когда отсутствуют препятствия для предоставления земельного участка (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2009 N 17АП-9148/2009-ГК по делу N А50-14674/2009 оставлено в силе Постановлением ФАС Уральского округа от 23.12.2009 N Ф09-10390/09-С6).

Вместе с тем в отдельных Письмах Минэкономразвития России указано, что ст. 36 ЗК РФ не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления или заинтересованных лиц осуществлять изготовление схем. Работу по разработке схемы вправе вести любое лицо, в том числе орган местного самоуправления или действующее на основании муниципального заказа юридическое лицо (Письма Минэкономразвития России от 16.03.2011 N Д23-1073, от 04.02.2010 N Д23-349).

Н. Б.Тихонова

ООО "Эксперт-право"

27.08.2013