Организация, осуществляющая добычу нефти и реализующая основную часть своей продукции на внутреннем рынке Российской Федерации, просит разъяснить, можно ли применять налоговую ставку без учета коэффициента динамики мировых цен на нефть в части объемов, реализуемых на внутреннем рынке

Ответ: Порядок определения налоговой ставки при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений закреплен в ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации".

На период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2004 г. налоговая ставка составляет 340 руб. за одну тонну. При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть, - Кц.

Установление различных ставок налога на добычу полезных ископаемых для объемов нефти, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках, нарушит принцип единообразия налога на добычу полезных ископаемых, а также не позволит оперативно реагировать на колебания цен внешнего рынка.

Следует учесть, что доходы федерального бюджета формируются в том числе и за счет поступлений от налога на добычу полезных ископаемых, исчисленных в соответствии с гл.26 Налогового кодекса Российской Федерации и ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ.

Применение базовой налоговой ставки без учета коэффициента динамики мировых цен на нефть для объемов нефти, реализуемых на внутреннем рынке, приведет к потерям доходной части консолидированного бюджета.

Вместе с тем согласно ст.131 Бюджетного кодекса Российской Федерации в течение финансового года органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, представительные органы местного самоуправления не вправе принимать решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов либо снижению (выпадению) доходов бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, без внесения изменений и дополнений в соответствующие законы (решения) о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов, снижение (выпадение) доходов.

На основании вышеизложенного установление иного порядка определения ставки налога на добычу полезных ископаемых, отличного от действующего порядка установления ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, реализуемой на внутреннем рынке, противоречит действующему законодательству.

Е. В.Грызлова

Министерство финансов РФ

09.04.2003