О некоторых аспектах выселения военнослужащих из служебных жилых помещений

(Зорин А. С.) ("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 2) Текст документа

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ВЫСЕЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ИЗ СЛУЖЕБНЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

А. С. ЗОРИН

Зорин А. С., кандидат юридических наук, капитан юстиции.

Невыполнение государством взятых на себя обязанностей по жилищному обеспечению военнослужащих стало причиной появления в армии негативной тенденции по удержанию служебных жилых помещений даже после утраты права на их использование. Причин такого поведения военнослужащих несколько. К ним можно отнести: неудовлетворительное состояние предоставляемых жилых помещений, отсутствие законодательно закрепленных сроков на прекращение права использования служебных жилых помещений, излишнюю волокиту в оформлении документации, а также сформировавшийся у многих военнослужащих стереотип - "сколько государство ни обманывай, все равно своего не вернешь", который они используют в целях обогащения за счет сдачи жилья внаем и др. Между тем от отказа освободить служебные жилые помещения страдают не столько органы военного управления, сколько конкретные военнослужащие, которым эти жилые помещения выделяются. Однако в настоящее время эффективных правовых механизмов, способных в кратчайшие сроки прекратить право пользования военнослужащих и членов их семей, незаконно занимаемыми служебными жилыми помещениями, объективно не выработано. С точки зрения военного права незаконное удержание жилых помещений грубо нарушает требования ст. 16 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" от 10 ноября 2007 г. N 1495, предусматривающей, что военнослужащий обязан строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, дорожить честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа Российской Федерации. Указанные действия военнослужащих противоречат ст. ст. 17, 19 данного Устава в части того, что военнослужащий должен быть честным и обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, помогать им словом и делом. Но здесь уже проблема выбора. Подобному негативному положению дел способствует отсутствие ответственности за незаконное удержание служебных жилых помещений. Ведь, как правило, постоянное жилье предоставляют либо военнослужащим, находящимся в стадии увольнения, либо уже уволенным гражданам. И в этом случае дисциплинарная власть органов военного управления бессильна. Таким образом, незаконное удержание служебного жилого помещения одним военнослужащим становится правовой проблемой другого военнослужащего. Пытаясь решить указанную проблему, автор предлагает использовать в подобных случаях следующие способы защиты своего права. Во-первых, необходимо побудить командование воинской части обратиться в суд по месту нахождения служебного жилого помещения с исковым заявлением о выселении, где военнослужащий и члены его семьи, которым оно предоставлено, будут являться третьими лицами, имеющими самостоятельный процессуальный статус, а незаконно его удерживающие лица - ответчиками. В обоснование иска необходимо сослаться на то, что в соответствии со ст. ст. 92 - 93 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в частности, служебные жилые помещения, которые предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления, т. е. служебные жилые помещения предназначены для временного проживания граждан в период их работы или службы. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением ряда законодательно предусмотренных случаев. Во-вторых, учитывая, что судебный механизм выселения является крайне растянутым по времени, по мнению автора, он должен сопровождаться заявлением военнослужащего о возбуждении дела об административном производстве в органы военной прокуратуры на основании ст. 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так как в действиях военнослужащего (гражданина), незаконно удерживающего служебное жилое помещение, могут содержаться признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Самоуправство", то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, то оно может повлечь для него предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей. Если действия по незаконному удержанию служебного жилого помещения причинили существенный вред правам и интересам других военнослужащих, то здесь следует вести речь о наличии признаков преступления, предусмотренного ст. 330 Уголовного кодекса Российской Федерации "Самоуправство", т. е. самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред. Санкция за это преступление уже гораздо серьезнее, чем за административное правонарушение, и предусматривает наказание штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев. В-третьих, военнослужащему, которому предоставлено "оккупированное" служебное жилое помещение, необходимо обратиться с исковым заявлением в суд о возмещении материального вреда начиная с даты предоставления жилья (заключения договора найма служебного жилого помещения), если он проживает в квартире по найму. В этом случае исковые требования следует предъявлять лицам, незаконно пользующимся служебным жилым помещением. В-четвертых, безусловно, что, участвуя в подобной правозащитной битве за предоставленное служебное жилое помещение, военнослужащий подорвет свое здоровье и, как следствие, вправе рассчитывать на возмещение ответчиком морального вреда на основании ст. ст. 151, 1064, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации. В обоснование указанного выше иска можно указать на то, что причиненный ответчиком моральный вред заключается в физических и нравственных страданиях. Детализация подобного заявления приведена в нижеописанном примере. Нравственные страдания в сознании истцов выражаются в форме представлений и переживаний. К переживаниям истцов, непосредственно связанным с виной ответчика, можно отнести тот факт, что серьезным источником психотравмирующих и фрустрирующих <1> переживаний истцов явились их взаимоотношения с ответчиком, правоохранительными органами, военным командованием ввиду отказа ответчика освободить жилое помещение, право на которое они получили. -------------------------------- <1> Фрустрация - психологическое состояние, возникающее в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности.

Истцы долгое время ждали отдельную жилую площадь, проживая в тяжелейших социально-бытовых условиях, и их представления о жилье, где они в безопасности смогут растить своего ребенка, приобрели для них характер сверхзначимой ценности, являясь мечтой, занимали ведущее место в иерархии их личностных смыслов. С учетом указанных фрустрирующих воздействий (многофакторных) у истцов сформировался психологический кризис с нарастанием ощущения собственной незащищенности в наиболее значимой для них сфере отношений с любимым человеком и ребенком, которые не позволяли им реализовать свои ведущие потребности. Виновное поведение ответчика - его грубость, цинизм, гордыня, мнимое демонстративное превосходство, ирония над истцами фактически привели к обострению психологического кризиса истцов и к истощению ресурсов адекватного личностного реагирования с нарастанием непродуктивных переживаний и сужением диапазона психологических защит, что определило еще большее снижение уровня их эмоциональной устойчивости и интеллектуально-волевого самоконтроля, привело их на пик эмоционального возбуждения, служащего причиной причинения физического вреда. Испытанные истцами страх, обида, унижение, разочарование и иные неблагоприятные в психологическом аспекте состояния, а также иные негативные эмоции вовлекли истцов в чрезвычайно психотравмирующую ситуацию, последствием которой явились частичная потеря сна и головные боли. До настоящего времени истцы так и не восстановили свои права. Эти проблемы создают истцам неудобства, при этом они растят малолетнего ребенка, которому требуются надлежащие санитарно-эпидемиологические условия, что еще более усугубляет их психологическое состояние, вызывая конфликты между ними, понижая как самооценку личности, так и оценку в глазах родственников и сослуживцев. Физические страдания выражаются в сознании истцов в форме ощущений. К ним они относят: вредоносные изменения в организме вследствие причиненной ответчиком психологической травмы; болезненные симптомы (ощущения) - головокружение, тошнота, боль, озноб, которые они испытывают на протяжении всего периода борьбы за свои права на вселение в жилище; частые и систематические расстройства здоровья и непосредственно связанные с повреждением здоровья последствия, образовавшиеся на нервной почве. В-пятых, возможно привлечение к проблеме выселения граждан из незаконно занимаемых жилых помещений средств массовой информации, общественности и др. Однако в заключение следует отметить, что указанные выше способы давления на лиц, незаконно удерживающих служебные жилые помещения, предоставленные им Министерством обороны Российской Федерации, являются дискуссионными и подлежат применению избирательно. Между тем, по мнению автора, необходимо внести изменения в действующее законодательство для устранения описанных проблем военного права в части установления конкретного срока освобождения служебного жилого помещения, введения гражданско-правовой ответственности граждан за нарушение этого срока, рассмотрения в суде дел о выселении, например, в порядке выдачи судебного приказа и др.

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Офицер, выслуга - 20 лет. Воинская часть, в которой проходил военную службу, подлежит сокращению. Изъявил желание быть обеспеченным жильем по последнему месту службы. Как будет реализовано мое право на получение жилья после того, как часть прекратит свое существование? ("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 2) Текст документа

Вопрос: Офицер, выслуга - 20 лет. Воинская часть, в которой проходил военную службу, подлежит сокращению. Изъявил желание быть обеспеченным жильем по последнему месту службы. Как будет реализовано мое право на получение жилья после того, как часть прекратит свое существование?

Ответ: Во-первых, под последним местом военной службы подразумевается тот населенный пункт, в котором Вы проходили военную службу перед увольнением с нее. Во-вторых, как следует из содержания Вашего письма, Вы состоите в списке очередников воинской части на улучшение жилищных условий (получение жилья). В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Вы имеете право на получение жилья по договору социального найма. Таким образом, даже в случае прекращения существования Вашей воинской части Вам обязаны будут предоставить жилье по последнему месту прохождения военной службы. Эту обязанность будут выполнять гарнизонная жилищная комиссия и КЭЧ (КЭО), за которой закреплен жилищный фонд, из которого Вам будет предоставлено жилье. Порядок реализации Вашего права на жилье закреплен в Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80.

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: С 2006 г. по договору найма служебного жилья с КЭЧ проживаю в служебной квартире. Военный городок N 1, в котором находится мое жилье, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 11 августа 2005 г. N 1199-р передан в муниципальную собственность. Разъясните, в чьей собственности находится данное жилье? В КЭЧ утверждают, что квартира осталась в собственности Министерства обороны Российской Федерации. ("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 2) Текст документа

Вопрос: С 2006 г. по договору найма служебного жилья с КЭЧ проживаю в служебной квартире. Военный городок N 1, в котором находится мое жилье, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 11 августа 2005 г. N 1199-р передан в муниципальную собственность. Разъясните, в чьей собственности находится данное жилье? В КЭЧ утверждают, что квартира осталась в собственности Министерства обороны Российской Федерации.

Ответ: В распоряжении Правительства Российской Федерации от 11 августа 2005 г. N 1199-р (далее - распоряжение) указано, что принято согласованное предложение о передаче в собственность муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области относящихся к федеральной собственности и находящихся в оперативном управлении Ельнинской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации объектов, расположенных в г. Дорогобуже (Смоленская область), согласно приложению N 1 к распоряжению о передаче в муниципальную собственность Ельнинского района Смоленской области относящихся к федеральной собственности и находящихся в оперативном управлении Ельнинской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации объектов, расположенных в г. Ельне (Смоленская область), согласно приложению N 2 к распоряжению. Если дом, в котором находится Ваша квартира, указан в приложении N 1 или N 2 к распоряжению, то соответственно Ваше жилье передано либо находится в стадии передачи в собственность муниципального образования. Точных сведений о стадии передачи данного жилого помещения у редакции, к сожалению, нет. При этом в соответствии с п. 2 ст. 102 ЖК РФ "переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения". Таким образом, переход относящегося к федеральной собственности и находящегося в оперативном управлении Ельнинской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации жилого помещения, в котором Вы проживаете, в муниципальную собственность формально может повлечь за собой прекращение договора найма этого жилого помещения. В то же время независимо от того, к государственной или муниципальной собственности относятся жилые помещения, занимаемые военнослужащими, они подлежат учету в КЭЧ в соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 80, и могут использоваться только для предоставления военнослужащим и членам их семей.

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Являюсь военнослужащим Министерства обороны РФ. Выслуга - 20 лет. Имел в собственности приватизированную квартиру. При переводе к новому месту службы в другой город квартиру пришлось продать. За все время службы жилья от Министерства обороны РФ не получал. Имею ли я право на постановку в очередь нуждающихся на получение постоянного жилья по новому месту службы? ("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 2) Текст документа

Вопрос: Являюсь военнослужащим Министерства обороны Российской Федерации (офицер). Выслуга - 20 календарных лет. Имел в собственности приватизированную квартиру. При переводе к новому месту службы в другой город квартиру пришлось продать. За все время службы жилья от Министерства обороны Российской Федерации не получал. Имею ли я право на постановку в очередь нуждающихся на получение постоянного жилья по новому месту службы?

Ответ: Военнослужащие признаются нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ с учетом ст. 53 данного Кодекса. Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Однако из смысла названной статьи неясно, какие действия могут послужить основанием для применения ее норм. Кроме того, далеко не всегда можно установить намеренность действий, ухудшающих жилищные условия. Ваши действия законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации признаются намеренным ухудшением жилищных условий. Так, в п. 2 ст. 10 Закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" от 14 июня 2006 г. N 29 указано, что к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся: 1) изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок; 2) обмен жилыми помещениями; 3) невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке; 4) изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака; 5) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов); 6) выдел доли собственниками жилых помещений; 7) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения. В то же время следует учитывать, что ЖК РФ и соответственно ст. 53 данного Кодекса вступили в силу с 1 марта 2005 г. Действовавший до этого ЖК РСФСР такую норму не содержал. В то же время нормы о последствиях намеренного ухудшения жилищных условий содержались в нормативных правовых актах некоторых субъектов Российской Федерации (но эти акты имели силу только на территории субъекта Российской Федерации, в котором они были приняты). Таким образом, у Вас есть шанс (лучше всего это сделать в судебном порядке) встать на учет нуждающихся при соблюдении следующих условий: 1) квартира находилась у Вас на территории субъекта Российской Федерации, отличного от субъекта Российской Федерации, на территории которого Вы в настоящее время проходите военную службу; 2) квартира была отчуждена до 1 марта 2005 г. В противном случае на Вас в полной мере распространяется ст. 53 ЖК РФ.

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Майор запаса, выслуга - 26 лет, уволен по состоянию здоровья с оставлением в списках очередников на получение жилья в Рязанской области (по желанию) в 2006 г. Живу на съемной квартире, имею ли я право на получение компенсации за поднаем жилья? В ВКО отказывают, ссылаясь на необходимость состоять на учете в управлении по жилью в администрации города. Указания ВКО Рязанской области от 2 сентября 2008 г. N 227. ("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 2) Текст документа

Вопрос: Майор запаса, выслуга - 26 лет, уволен по состоянию здоровья с оставлением в списках очередников на получение жилья в Рязанской области (по желанию) в 2006 г. Живу на съемной квартире, имею ли я право на получение компенсации за поднаем жилья? В ВКО отказывают, ссылаясь на необходимость состоять на учете в управлении по жилью в администрации города. Указания ВКО Рязанской области от 2 сентября 2008 г. N 227.

Ответ: В настоящее время предусмотрен порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений только гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы. Порядок выплаты указанной компенсации установлен Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, и в развитие данного Постановления закреплен Инструкцией о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. N 235. Иного порядка выплаты соответствующей денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений нет. Таким образом, представляется, что действия ВКО, связанные с отказом в предоставлении денежной компенсации, правомерны.

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Увольняюсь по ОШМ, выслуга - 25 лет. В 2003 г. получил только на себя и 2 детей двухкомнатную квартиру, так как жена имела ранее 1/2 часть квартиры. Она подарила ее матери в 2002 г. Я квартиру приватизировал, продал и купил двухкомнатную квартиру в другом городе в связи с изменением места службы. В 2007 г. истекли 5 лет, как жена ухудшила свои жилищные условия. Имею ли я право при увольнении на дополнительную жилую площадь? ("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 2) Текст документа

Вопрос: Офицер, увольняюсь по ОШМ, выслуга - 25 лет. В 2003 г. получил только на себя и 2 детей двухкомнатную квартиру, так как жена имела ранее 1/2 часть квартиры (наследство от бабушки). Она подарила ее матери в 2002 г. Я квартиру приватизировал, продал и купил двухкомнатную квартиру в другом городе в связи с изменением места службы. В 2007 г. истекли 5 лет, как жена ухудшила свои жилищные условия, а в 2008 г. я стал командиром отдельной части. Имею ли я право при увольнении на дополнительную жилую площадь в дополнение к имеющемуся жилью?

Ответ: В п. 8 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указано, что офицеры в воинских званиях полковника, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров. Дополнительная общая площадь жилого помещения учитывается только при предоставлении жилых помещений признанным нуждающимися в них военнослужащим. Если Вы будете признаны в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и с учетом ст. 53 данного Кодекса нуждающимся в жилых помещениях, что, на взгляд автора ответа, будет для Вас весьма затруднительным, то при предоставлении жилого помещения в соответствии с очередностью будут учитываться имеющаяся у Вас и членов Вашей семьи жилая площадь и положенная Вам дополнительная общая площадь жилого помещения.

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Был уволен из Вооруженных Сил по ОШМ. После реализации ГЖС приобрел в собственность квартиру 54 кв. м на семью из 3 человек. Потом восстановился в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и служу. Произошло изменение семейного положения - родился еще один ребенок. Как мне теперь улучшить свои жилищные условия? Есть ли законный способ получить большую квартиру? Могу ли получить ГЖС для покупки новой квартиры и что делать со старой? ("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 2) Текст документа

Вопрос: Был уволен из Вооруженных Сил по ОШМ. После реализации ГЖС приобрел в собственность квартиру 54 кв. м на семью из 3 человек. Потом восстановился в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и служу. Произошло изменение семейного положения - родился еще один ребенок. Как мне теперь улучшить свои жилищные условия? Есть ли законный способ получить большую квартиру? Могу ли получить ГЖС для покупки новой квартиры и что делать со старой?

Ответ: Для того чтобы Вы имели право на улучшение жилищных условий, Вы должны быть признаны нуждающимся в жилых помещениях. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации вы можете быть признаны нуждающимся, если будете обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Если Вы будете признаны нуждающимся, то с согласия соответствующей КЭЧ Вы можете передать жилое помещение очереднику воинской части по договору дарения с получением справки о сдаче жилого помещения. Соответственно, жилое помещение в таком случае Вам будет предоставлено на четырех человек по установленной органом местного самоуправления норме предоставления. Права на обеспечение жильем с помощью ГЖС Вы не имеете, так как уже использовали его. В соответствии с п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только один раз.

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Мэрия Тольятти выделила 2-комнатную служебную квартиру на период работы в военкомате. Выслуга - 26 лет. 15 ноября я увольняюсь. Обратился в КЭЧ за справкой и получил отказ, так как статус общежития снят и с очереди на расширение жилой площади жилищная комиссия меня исключила, мотивируя тем, что имею площадь более 12 кв. м на человека. Жилье не приватизировано, в ордере написано "на период работы в военкомате". ("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 2) Текст документа

Вопрос: Мэрия Тольятти выделила 2-комнатную служебную квартиру на период работы в военкомате, семья - 4 человека. Выслуга - 26 лет. 15 ноября я увольняюсь. Обратился в КЭЧ за справкой и получил отказ, так как статус общежития снят и с очереди на расширение жилой площади жилищная комиссия меня исключила, мотивируя тем, что имею площадь более 12 кв. м на человека, а общая площадь - 54 кв. м. Жилье не приватизировано, в ордере написано "на период работы в военкомате".

Ответ: Так как Ваше письмо не содержит конкретного вопроса, будет дан общий ответ. Для того чтобы иметь право на получение жилого помещения, Вы должны быть признаны нуждающимся в жилых помещениях и поставлены на учет. Как следует из Вашего письма, Вы были сняты с учета. Основания для снятия с учета нуждающихся приведены в ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. По-видимому, Вас сняли с учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. В соответствии со ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом. Вам следует оспорить решение жилищной комиссии о Вашем снятии с учета нуждающихся в суде. При этом шансы на положительный исход дела у Вас есть, если Вы докажете, что Ваша квартира не имеет статуса предоставляемой по договору социального найма (например, является служебной).

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Суд в восстановлении в списках личного состава воинской части отказал, считая, что будут ущемлены мои права (я негоден к военной службе). Жилой площадью по соответствующим нормам не обеспечили. В семье 2 инвалида. Я в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 имею право на внеочередное и дополнительное жилье. Как мне его получить? ("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 2) Текст документа

Вопрос: Суд в восстановлении в списках личного состава воинской части отказал, считая, что будут ущемлены мои права (я негоден к военной службе). Жилой площадью по соответствующим нормам не обеспечили. Состав семьи - 5 человек, проживаем в 2-комнатной квартире общей площадью 50,6 кв. м. В семье 2 инвалида. Я в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 имею право на внеочередное и дополнительное жилье. Как мне его получить?

Ответ: Ответ на вопрос будет строиться из посылки, что Вы на момент увольнения были признаны нуждающимся в жилых помещениях и состояли в списках очередников воинской части. В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" "военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона". Согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия - равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания. Восстановление на военной службе необоснованно уволенных с военной службы военнослужащих осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы. Вместе с тем в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9 указано, что в случае незаконного увольнения с военной службы военнослужащего до приобретения им права на пенсию за выслугу лет либо без обеспечения его жилым помещением он на основании п. 2 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит восстановлению на службе в прежней (или с его согласия - равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков и компенсацией морального вреда. При этом признание военнослужащего негодным по состоянию здоровья к военной службе или достижение им предельного возраста состояния на военной службе не может служить препятствием к принятию такого решения. Таким образом, Вас должны восстановить на военной службе в прежней (или с Вашего согласия - равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков и обеспечить жильем по нормам, установленным законодательством Российской Федерации. Если, как Вы указываете в вопросе, суд вынес решение не в Вашу пользу, у Вас есть право обжаловать данное решение в установленном ГПК РФ порядке. В то же время, судя по вопросу, Вы не обжаловали решение суда в кассационном порядке, что в соответствии с ч. 2 ст. 376 ГПК РФ лишает Вас права на обращение в суд надзорной инстанции. Кроме того, Вы, вероятно, пропустили установленный для этого шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда первой инстанции. Как указывалось в начале ответа, он дается из посылки, что Вы стоите в списках очередников воинской части. В этом случае Вам предлагается написать в жилищную комиссию воинской части заявление о признании Вас нуждающимся в жилых помещениях во внеочередном порядке на основании п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, п. 12 Инструкции, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 80. К заявлению следует приложить обосновывающие документы. После положительного решения, по возможности, Вам необходимо отслеживать процесс распределения жилья в воинской части.

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Разъясните, пожалуйста, несколько вопросов по ипотечной системе обеспечения военнослужащих. Где можно узнать свой банковский лицевой счет? Получают ли денежную компенсацию взамен ипотеки военнослужащие, уволенные по необходимости опеки за близким родственником? Какие банки работают с Министерством обороны Российской Федерации по ипотечной программе? ("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 2) Текст документа

Вопрос: Здравствуйте! Разъясните, пожалуйста, несколько вопросов по ипотечной системе обеспечения военнослужащих. Где можно узнать свой банковский лицевой счет? Получают ли денежную компенсацию взамен ипотеки военнослужащие, уволенные по необходимости опеки за близким родственником? Какие банки работают с Министерством обороны Российской Федерации по ипотечной программе?

Ответ: Информацию о состоянии Вашего именного накопительного счета Вы можете получить в порядке, установленном Приказом министра обороны Российской Федерации "Об утверждении Порядка предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации информации о состоянии их именных накопительных счетов" от 16 июня 2006 г. N 225. Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны Российской Федерации, выполняющее функции по ведению реестра участников накопительно-ипотечной системы (далее - регистрирующий орган), ежегодно до 31 марта получает от федерального государственного учреждения (ФГУ) "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" сведения о состоянии именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - участники) и до 15 апреля направляет их в виды Вооруженных Сил Российской Федерации, военные округа, рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации (далее - органы военного управления). Командиры (начальники) воинских частей (организаций Вооруженных Сил Российской Федерации), в которых хранятся первые экземпляры личных дел военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, ежегодно до 15 апреля направляют в органы военного управления обращения о предоставлении информации о состоянии именных накопительных счетов участников. Органы военного управления при получении указанных в п. 2 вышеназванного Порядка обращений в 30-дневный срок: - уточняют сведения о состоянии именных накопительных счетов участников в регистрирующем органе; - уточненные сведения о состоянии именных накопительных счетов участников направляют через комиссии органов военного управления в воинские части (организации Вооруженных Сил Российской Федерации). Командиры воинских частей (организаций Вооруженных Сил Российской Федерации) в 10-дневный срок, но не позднее 15 июня текущего года, информируют участников о состоянии их именных накопительных счетов. Иную интересующую Вас информацию Вы можете получить, напрямую обратившись в Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны Российской Федерации и ФГУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих". В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, является, в частности, увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе, а для членов семей участников накопительно-ипотечной системы - исключение участников из списков личного состава воинской части в связи с их гибелью или смертью, признанием их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявлением их умершими, кроме случая, когда член семьи участника накопительно-ипотечной системы принял на себя его обязательства по ипотечному кредиту (займу). При этом в соответствии с подп. "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ под увольнением по семейным обстоятельствам подразумевается увольнение: - в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи; - в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность; - в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; - в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца); - в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан. Таким образом, если Вы относитесь к участникам накопительно-ипотечной системы, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 до 20 лет, и увольняетесь по семейным обстоятельствам, перечисленным выше, то имеете право на выплату денежных средств с учетом накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на Вашем именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы и дополняющих их до расчетного размера средств, которые Вы могли бы накопить в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность Вашей военной службы могла бы составить 20 лет. Советуем Вам также ознакомиться со следующей литературой по данному вопросу: Кудашкин А. В. Как должна действовать накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих (целевой жилищный заем) // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 12; Кудашкин А. В. Накопительно-ипотечная система: новая перспектива жилищного обеспечения военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 11; Чаленко А. Ю. Накопительно-ипотечная система как форма жилищного обеспечения военнослужащих // "Российский военно-правовой сборник: Актуальные вопросы жилищного обеспечения военнослужащих", 2005. N 4. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". "За права военнослужащих", 2005.

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Могу ли я требовать в судебном порядке от воинской части арендовать для проживания мне или моей семье жилое помещение, если не получаю денежную компенсацию за поднаем жилой площади? ("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 2) Текст документа

Вопрос: Могу ли я требовать в судебном порядке от воинской части арендовать для проживания мне или моей семье жилое помещение, если не получаю денежную компенсацию за поднаем жилой площади?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае отсутствия служебных жилых помещений или общежитий воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан Российской Федерации ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. Органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания указанных военнослужащих и членов их семей. Закрепление в законе обязанности воинских частей арендовать помещения военнослужащим по сей день фактически остается нереализованным положением, не имеющим под собой ни надлежащей финансовой, ни организационной основы, поскольку, предусмотрев весьма важное положение об аренде жилых помещений в рассматриваемом случае, законодатель не определил порядок осуществления такой аренды, в связи с чем обязать командование соответствующей воинской части арендовать жилое помещение военнослужащий может разве что в судебном порядке, да и то судебное решение, скорее всего, останется неисполненным. Советуем Вам ознакомиться по данному вопросу со следующими публикациями: Митюрич Д. А. Аренда жилья для военнослужащих // Военно-правовое обозрение. 2001. N 2; Никифоров С. В. Аренда квартир для военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2003. N 11; Акчурин З. Х. Аренда жилых помещений для военнослужащих: правовые проблемы и пути их решения // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 1; Гаврилова Ю. О. Аренда жилья для военнослужащих. Проблемы реализации // Российский военно-правовой сборник. 2005. N 4.

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Сертификат не получила. Увольняют по предельному возрасту. Выслуга лет в календарном исчислении - 23 года. Как получить постоянное жилье при увольнении с военной службы? ("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 2) Текст документа

Вопрос: Сертификат не получила. Увольняют по предельному возрасту. Выслуга лет в календарном исчислении - 23 года. Как получить постоянное жилье при увольнении с военной службы?

Ответ: В вопросе Вы не указали главного: признаны ли Вы нуждающейся в жилых помещениях (по месту прохождения военной службы или по избранному месту жительства). Ответ будет строиться из позиции, что Вы признаны таковой. В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. При этом указанным военнослужащим в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина Российской Федерации выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы". Таким образом, Вы имеете право на получение жилья по социальному найму в порядке, указанном выше, а также определенном в Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15 февраля 2000 г. N 80. Также для информации см. ответ на вопрос 111371.

Р. А.Закиров Адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа Вопрос: Я капитан, 10 лет выслуги, подпадаю под сокращение. Есть ли у меня право на обеспечение жильем? Закончил ВТУ ЖДВ России в 2003 г. ("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 2) Текст документа

Вопрос: Я капитан, 10 лет выслуги, подпадаю под сокращение. Есть ли у меня право на обеспечение жильем? Закончил ВТУ ЖДВ России в 2003 г.

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, в частности, обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей. Однако в соответствии с названной нормой Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане Российской Федерации, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. Однако в настоящее время нормативный правовой акт, регламентирующий порядок реализации названной нормы, не принят, в связи с чем реализация данного права затруднена. Более подробно см.: Акчурин З. Х. Особенности правового регулирования предоставления жилых помещений в собственность отдельным категориям военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 7. С. 83 - 86; Он же. Практика применения военными судами законодательства о жилищном обеспечении военнослужащих при увольнении с военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 4. С. 42 - 51; Он же. Право на жилищное обеспечение военнослужащих, признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, при увольнении с нее // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 10. С. 60 - 71. На практике Вам необходимо, после того как Вы напишете рапорт на увольнение в связи с ОШМ и он будет положительно рассмотрен (в частности, Вас не назначат без Вашего согласия на равную должность), подать рапорт в жилищную комиссию о постановке на учет нуждающихся по месту прохождения военной службы (при Вашем желании - по избранному месту жительства) как увольняемому в связи с ОШМ и имеющему выслугу более 10 лет, а также о признании имеющим право на внеочередное предоставление жилого помещения. Если Вас признают нуждающимся, в листе беседы перед увольнением выражайте свое волеизъявление быть обеспеченным жилым помещением по установленным нормам. Также при условии признания Вас нуждающимся Вы можете выразить желание решить свой жилищный вопрос посредством получения ГЖС.

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа