В октябре 2002 г. организацией (ОАО), занимающейся самолетостроением, отмечен юбилей. В честь юбилея были проведены мероприятия
1) производство корпоративного фильма;
2) информационная поддержка юбилея на телевидении;
3) режиссерско - постановочные услуги;
4) подготовка и проведение юбилейного мероприятия;
5) специальный выпуск газеты к 80-летию ОАО и статьи в журнале "Гражданская авиация";
6) приобретение книг о самолетах, выпускаемых организацией;
7) изготовление и распространение моделей самолетов, выпускаемых организацией;
8) изготовление и распространение сувениров.
Относятся ли указанные расходы к расходам на рекламу в целях обложения налогом на прибыль и налогом на рекламу?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 марта 2003 г. N 04-02-05/1/24
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и по поставленным вопросам сообщает следующее.
Реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физических (юридических) лицах, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (ст.2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе").
К расходам на рекламу относятся общие положения п.1 ст.252 Налогового кодекса Российской Федерации: расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
С 1 января 2002 г. согласно п.4 ст.264 Кодекса расходы на рекламу, произведенные в текущем отчетом (налоговом) периоде, полностью признаются для целей налогообложения, если они осуществлены для обеспечения:
1) рекламных мероприятий через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
2) световой и иной наружной рекламы, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
3) участия в выставках, ярмарках, экспозициях, оформления витрин, выставок - продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, уценки товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании. Лимитированы лишь расходы налогоплательщика:
4) на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний;
5) на прочие виды рекламы (имеется в виду - не указанные в п. п.1 - 4).
Расходы, не указанные в п. п.1 - 4, осуществленные налогоплательщиком в течение налогового (отчетного) периода, в соответствии с абз.5 п.4 ст.264 НК РФ для целей налогообложения будут признаваться в размере, не превышающем 1% выручки, определяемой в соответствии со ст.249 НК РФ.
На основании вышесказанного из перечисленных в письме расходов к расходам на рекламу при определении налоговой базы могут быть отнесены расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в данном случае информационная поддержка юбилея на телевидении и специальный выпуск газеты к 80-летию ОАО и статьи в журнале "Гражданская авиация" (п. п.2 и 5 письма), на изготовление и распространение рекламных сувениров (по нашему мнению, к ним можно отнести модели самолетов и другую сувенирную продукцию (п. п.7 и 8 письма)). Остальные перечисленные в письме расходы имеют интерес для определенного круга лиц и не имеют цели воздействовать на потребителя для продвижения продукции, идей и начинаний, поэтому их нельзя отнести к расходам на рекламу.
Что касается налога на рекламу, то объектом налогообложения по налогу на рекламу является стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг) (п.2 Письма ВС РФ от 04.06.1992 N 5.1/693, Минфина России от 02.06.1992 N 04-05-20, Госналогслужбы России от 02.06.1992 N ИЛ-6-04/176). Поскольку налог на рекламу относится к числу местных налогов, то порядок его исчисления и уплаты регулируется законодательством местных органов власти.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А. И.ИВАНЕЕВ
21.03.2003