Вправе ли коллегия адвокатов производить уменьшение суммы единого социального налога в части, подлежащей уплате с доходов адвокатов в федеральный бюджет, на суммы фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии?

Ответ: Нет, не вправе.

В соответствии с п.2 ст.236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по единому социальному налогу для адвокатов признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Согласно п.3 ст.237 Кодекса налоговая база для адвокатов определяется как сумма полученных доходов за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль соответствующими статьями гл.25 Кодекса.

В частности, из налоговой базы адвокатов исключаются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые адвокатами в виде фиксированного платежа.

Адвокаты отнесены к страхователям, уплачивающим суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа (ст. ст.6, 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты. При этом уплата фиксированного платежа не связана с наличием у адвоката дохода.

Таким образом, основания исчисления и уплаты налога и страховых взносов адвокатами отличаются от порядка исчисления и уплаты налога и страховых взносов лицами, производящими выплаты физическим лицам.

В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ в Кодекс и Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ставки единого социального налога в федеральный бюджет для индивидуальных предпринимателей и адвокатов были сокращены в два раза, а также из расчета налога соответствующей категории налогоплательщиков исключен налоговый вычет (уменьшение суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет, на сумму страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) на обязательное пенсионное страхование).

В соответствии с п.6 ст.244 Кодекса исчисление и уплата единого социального налога с доходов адвокатов осуществляются коллегиями адвокатов в порядке, предусмотренном ст.243 Кодекса.

Статьей 9.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. от 31.12.2002) "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что в период после вступления в силу Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и до приведения своих организационно-правовых форм в соответствие с требованиями указанного Федерального закона коллегии адвокатов и иные адвокатские образования, действующие на момент введения в действие Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", несут обязанности по исполнению функций налогового агента, предусмотренные ст.244 Кодекса.

С 1 февраля 2003 г. в соответствии со ст. ст.10, 13 Федерального закона от 31.12.2002 N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" страхователи - адвокаты вправе уплачивать страховые взносы самостоятельно либо через соответствующие адвокатские образования, исполняющие в отношении адвокатов функции налоговых агентов.

С учетом изложенного порядок расчета налога адвокатами и порядок исполнения коллегиями адвокатов функций налоговых агентов не предусматривает применения налогового вычета, распространяющегося исключительно на порядок исчисления и уплаты налога лицами, производящими выплаты физическим лицам (ст. ст.236, 237, 243 Кодекса).

Следовательно, сумма фиксированного платежа не уменьшает сумму единого социального налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет.

С. В.Разгулин

Советник налоговой службы РФ

II ранга

13.03.2003