Просим разъяснить следующие вопросы по порядку применения налога на прибыль организаций
1. Необходимо ли для отнесения в состав расходов организации для целей налогообложения прибыли расходов на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательным учреждением наличие у образовательного учреждения, помимо лицензии на ведение образовательной деятельности, свидетельства о его государственной аккредитации?
2. Возможно ли учитывать в качестве представительских расходов расходы в виде оплаты за аренду помещения, в котором организация проводит официальный прием?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 марта 2003 г. N 04-02-03/29
Министерство финансов Российской Федерации в связи с письмом сообщает следующее.
1. Статьей 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что к расходам налогоплательщика на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями относятся расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой (в том числе с повышением квалификации кадров), в соответствии с договорами с такими учреждениями.
Указанные расходы включаются в состав прочих расходов, если соответствующие услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус.
Согласно п.6 ст.33 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон) право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Если у организации такой лицензии нет, то она не может заниматься образовательной деятельностью и, соответственно, рассматриваться в качестве образовательного учреждения.
Государственной аккредитацией образовательного учреждения устанавливается государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) (п.6 ст.12 Закона).
Государственная аккредитация образовательного учреждения дает ему право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, а также право общеобразовательного учреждения на включение в схему централизованного государственного финансирования (п.16 ст.33 Закона).
В связи с изложенным для включения расходов, связанных с подготовкой и переподготовкой (в том числе с повышением квалификации кадров), в соответствии с договорами с образовательными учреждениями в состав прочих расходов имеет значение статус организации как образовательного учреждения, имеющего соответствующую лицензию, а не его государственная аккредитация.
2. Согласно п.2 ст.264 Кодекса к представительским расходам относятся расходы: на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, и официальных лиц организации - налогоплательщика, участвующих в переговорах; транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно; буфетное обслуживание во время переговоров; оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
По нашему мнению, данный перечень является закрытым и оплата аренды помещения, в котором организация проводит официальный прием, не может быть отнесена к представительским расходам.
Руководитель Департамента
налоговой политики
А. И.ИВАНЕЕВ
12.03.2003