Как быть, когда индивидуальным предпринимателем проводится модернизация уже списанного основного средства первоначальной стоимостью не более 10 000 руб.?
Ответ: Согласно п.24 Порядка учета доходов и расходов, утвержденного совместным Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430, к основным средствам относится часть имущества, используемого в качестве средств труда для изготовления и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Приобретая имущество, индивидуальный предприниматель в случае его непосредственного использования в предпринимательской деятельности формирует его первоначальную стоимость и при условии, если оно относится к амортизируемому, ежемесячно начисляет амортизацию. Однако основные средства стоимостью не более 10 000 руб. не являются амортизируемым имуществом, и, следовательно, амортизация по ним не начисляется, а их первоначальная стоимость в случае их использования списывается на расходы в том отчетном налоговом периоде, когда была произведена их фактическая оплата.
Таким образом, для целей налогового учета понятие основного средства взаимоувязано с понятием амортизируемого имущества. Это означает, что вначале индивидуальный предприниматель должен решить, является ли имущество амортизируемым, а уже потом следует относить его к основным средствам. Имущество стоимостью не более 10 000 руб. не относится к амортизируемому имуществу (п.30 Порядка учета). Следовательно, оно не может быть признано основным средством в налоговом учете, о чем свидетельствует и тот факт, что такое имущество не подлежит отражению в разд. II "Расчет амортизации основных средств" Книги учета, приведенной в Приложении к Порядку учета. Поэтому при улучшении уже списанного на расходы, например в 2002 г., имущества индивидуальный предприниматель не проводит модернизацию такого основного средства в 2003 г.
Н. Н.Стельмах
Советник налоговой службы РФ
II ранга
10.03.2003