Заказчик (бюджетное учреждение) проводит открытый конкурс на право заключения государственного контракта на оказание услуг связи. Одним из требований конкурсной документации является наличие у участников соответствующей лицензии. Вправе ли заказчик отказать в допуске к участию в конкурсе организации, представившей выписку из ЕГРЮЛ, в которой отсутствуют сведения о наличии у организации соответствующей лицензии, притом что организацией в составе заявки представлена копия такой лицензии?

Ответ: Основанием для отклонения заявки может быть непредставление копии лицензии, а не отсутствие сведений о лицензии в ЕГРЮЛ. Таким образом, в рассматриваемом случае заказчик не вправе отказать организации в допуске к участию в конкурсе.

Обоснование: В соответствии с п. 36 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" оказание услуг связи подлежит лицензированию.

Из пп. "м" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом, содержатся в едином государственном реестре юридических лиц.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

На основании ст. 25 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в конкурсе должна содержать:

- полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц) (пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ);

- копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ, в случае если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией (пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае непредставления документов, определенных ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ.

Из п. 2 Письма Минэкономразвития России от 10.11.2008 N Д05-4913 следует, что копия лицензии может быть затребована в соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ, в случае если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом торгов.

Из п. 4 Письма ФАС России от 25.01.2011 N АЦ/2026 следует: подтверждением соответствия участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, являются копии лицензий, а не сведения о них, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Такой вывод подтверждается судебной практикой.

К примеру, ВАС РФ в Определении от 24.11.2010 N ВАС-15325/10 по делу N А56-76978/2009 отметил: отсутствие в выписке из ЕГРЮЛ сведений о лицензии не свидетельствует о недостоверности представленных сведений. Отказ в допуске к участию в торгах возможен только по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ, перечень которых имеет закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 13.09.2010 по делу N А56-84452/2009 отметил: отсутствие в выписке из ЕГРЮЛ сведений о наличии лицензий, притом что представлены копии таких лицензий, не может рассматриваться как представление недостоверных сведений участником размещения заказа.

Следовательно, приходим к выводу, что основанием для отклонения заявки может быть непредставление копии лицензии, а не отсутствие сведений о лицензии в ЕГРЮЛ. Таким образом, в рассматриваемом случае заказчик не вправе отказать организации в допуске к участию в конкурсе.

Дополнительно сообщаем, что Закон N 94-ФЗ утрачивает силу 01.01.2014 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

На основании п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает предъявляемые к участникам открытого конкурса требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Из ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ следует, что конкурсная документация в том числе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.

На основании ст. 51 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе:

- выписку из ЕГРЮЛ или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица);

- документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, или копии таких документов.

Частью 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч. 1 и 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Таким образом, ввиду аналогичности норм Законов N N 94-ФЗ и 44-ФЗ, регулирующих данный вопрос, полагаем, что с 01.01.2014 заказчик не вправе отказать организации в допуске к участию в конкурсе по причине отсутствия сведений о лицензии в выписке из ЕГРЮЛ, если организацией в составе заявки представлена копия такой лицензии.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

26.08.2013