В каком порядке определяются налоговые ставки по налогу на игорный бизнес?

Ответ: Налоговым кодексом РФ установлены минимальный и максимальный размеры ставок, в пределах которых субъектами Российской Федерации устанавливаются конкретные размеры ставок (ст.369 Кодекса). Максимальный размер превышает минимальный в пять раз.

Скорейшее принятие гл.29 Кодекса было обусловлено Определением Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 69-О, которым признано неконституционным право субъектов РФ устанавливать ставки налога для игорных заведений, превышающие установленные федеральным законом минимальные размеры налоговых ставок, без ограничения федеральным законом предельных размеров этих ставок.

Федеральный закон от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" (в ред. от 12.02.2001, далее - Закон) устанавливал только минимальные размеры ставок налога в год, а конкретный размер ставок для всех игорных заведений, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, превышающих минимальный предел, определялся законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Расширение налоговых обязательств на региональном уровне является нарушением общих принципов налогообложения. Независимо от того, каким является налог - федеральным или региональным, федеральный законодатель обязан при его установлении определить максимальную налоговую ставку. Такой вывод прямо вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной, в частности, в Постановлении от 30.01.2001 N 2-П, согласно которой применительно к налогам субъектов Российской Федерации "законно установленными" могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения, определенными федеральным законом; существенные элементы каждого регионального налога, в том числе предельная ставка, должны регулироваться федеральным законом.

Однако, поскольку процедура прохождения гл.29 Кодекса в Государственной Думе не позволяла ввести новую главу в действие в соответствии с требованиями ст.5 Кодекса, в целях выполнения Определения Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 69-О было принято решение о внесении изменений в Закон. Согласно новой редакции ст.5 Закона, вступившей в силу с 1 января 2003 г., законом субъекта Российской Федерации могут быть увеличены закрепленные минимальные размеры ставок, но не более чем в пять раз.

При этом устанавливать ставки ниже минимального предела, установленного как Законом, так и Кодексом, субъекты РФ не вправе.

Кодексом налоговые ставки установлены в рублях. В действующем Законе налог рассчитывается исходя из ставок, кратных минимальному размеру оплаты труда.

Статьей 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (ред. от 26.11.2002) установлено, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 г. по 31 декабря 2000 г. исходя из базовой суммы, равной 83 руб. 49 коп., с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы, равной 100 руб.

Если законом субъекта Российской Федерации не будет установлен конкретный размер налоговой ставки, то есть законом субъекта будет указана только дата введения налога на территории, то согласно п.2 ст.369 Кодекса налог будет взиматься по минимальным ставкам. Указанное положение искусственно принижает значение законодательного регулирования на уровне субъектов Российской Федерации и в последующем может расцениваться как противоречащее части первой Кодекса, согласно которой при установлении регионального налога законодательными органами субъектов Российской Федерации должны быть определены налоговые ставки и сроки уплаты налога.

С. В.Разгулин

Советник налоговой службы РФ

II ранга

28.02.2003