В связи с введением гл.29 НК РФ просим разъяснить, будет ли установлена ответственность за использование незарегистрированных объектов налогообложения

Ответ: За нарушение обязанностей по представлению в налоговые органы сведений об объектах налогообложения устанавливается ответственность непосредственно ст.366 Налогового кодекса РФ.

Включение норм об ответственности в часть вторую Кодекса противоречит общим положениям об ответственности за совершение налоговых правонарушений. Согласно ст.107 Кодекса ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл.16 Кодекса, которой установлены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

Статьей 366 Кодекса предусмотрено, что неисполнение налогоплательщиком обязанности по регистрации объектов налогообложения (неуведомление налогового органа об объектах налогообложения), влечет взыскание штрафа: трехкратная ставка налога для соответствующего объекта налогообложения, который должен был быть зарегистрирован, и шестикратная, если нарушение допущено более одного раза.

Формулировки составов правонарушений ст.366 Кодекса не отвечают критериям определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы. Тем самым нарушается принцип равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Кроме того, неопределенность правового содержания составов налоговых правонарушений противоречит принципам юридической ответственности.

Представляется, что установленная ст.366 Кодекса ответственность в действительности не обуславливается характером, степенью общественной вредности, последствиями правонарушения, а также наличием вины правонарушителя.

Максимальный размер налоговой санкции, предусмотренный ст.122 Кодекса, составляет 40 процентов от неуплаченной суммы налога за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), совершенных умышленно.

Подлежащие принудительному взысканию суммы штрафов в соответствии со ст.366 Кодекса в совокупности многократно превышают размер налогового обязательства, что может стать причиной судебных разбирательств.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания. Подобные выводы неоднократно высказывались Конституционным Судом РФ (Постановление от 15.07.1999 N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции", Определение от 18.01.2001 N 6-О и другие).

Согласно действующему Федеральному закону от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" наличие незарегистрированных объектов налогообложения может являться основанием для отзыва лицензии (порядок лицензирования предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 15.07.2002 N 525 "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений", принятым в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ред. от 09.12.2002)).

С. В.Разгулин

Советник налоговой службы РФ

II ранга

28.02.2003