Наша организация работает без выходных до 19 ч и сдавать выручку в банк "день в день" не имеет возможности. Всю дневную выручку мы сдаем в банк на следующий день до обеда. Однако при проверке банком соблюдения нами кассовой дисциплины нас обвинили в превышении лимита остатка кассы

Является ли наша организация нарушителем кассовой дисциплины?

Пользователи СС "КонсультантБухгалтер"

Ответ: В соответствии со ст.15.1 КоАП РФ (ред. 31.12.2002) мера ответственности в виде наложения административного штрафа предусмотрена за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а также накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Положения п.9 действовавшего до вступления в силу КоАП РФ Указа Президента РФ от 23.05.1994 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" (ред. 25.07.2000) также предусматривали применение мер финансовой ответственности за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств и за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов.

Как видно из текста указанных документов, основанием для наложения административного взыскания являются: 1) нарушение порядка ведения кассовых операций; 2) накопление сверхлимитных наличных денег в кассе.

Согласно п.2.2 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П (ред. 31.10.2002), утвержденного Советом Директоров ЦБ РФ (Протокол от 19.12.1997 N 47) (далее - Положение), наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

В соответствии с п. п.2.5 и 2.6 Положения в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий, а все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе должны быть сданы в учреждение банка.

Лимит остатка наличных денег в кассе ежегодно устанавливается учреждениями банков всем предприятиям, имеющим кассу и осуществляющим налично - денежные расчеты, независимо от их организационно - правовой формы и сферы деятельности. Для этого предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно - кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020 "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу" (п.2.5 Положения).

Для предприятий, имеющих денежную наличность, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, срок сдачи наличных денежных средств может устанавливаться на следующий день. Лимит остатка кассы устанавливается в пределах среднедневной выручки наличными деньгами (п.2.4 Положения).

При этом остаток денежных средств в кассе определяется на конец рабочего дня после отражения всех проведенных операций в кассовой книге (форма КО-4, утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации", ред. от 03.05.2000) и указывается в строке "остаток на конец дня" кассовой книги как результирующее сальдо по счету 50 "Касса" за день. В законодательстве РФ не содержится иных способов определения остатка кассы предприятия. Таким образом, лимитируется остаток кассы предприятия, указываемый в соответствующей строке кассовой книги.

Одновременно порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков (п.2.4 Положения).

Более того, предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками (п.6 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. Решением Совета Директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40, см. Письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18, ред. от 26.02.1996).

Таким образом, из текста Положения и Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации следует, что порядок сдачи наличных денежных средств подлежит согласованию с обслуживающим банком, а накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов фактически начинается с момента истечения сроков сдачи наличности, которые также согласовываются с банком. Другими словами, если сдача сверхлимитных денежных средств из кассы организации осуществлена в сроки и в порядке, согласованные с банком, меры административной ответственности к организации применяться не будут.

По нашему мнению, для избежания применения существующих мер административной ответственности необходимо согласовать с банком и утвердить порядок и сроки сдачи наличных денег с учетом режима работы как самой организации, так и обслуживающего банка.

Аналогичный подход применен в следующих решениях суда: Постановление Президиума ВАС РФ от 05.11.1996 N 3561/96, Постановление ФАС Уральского округа от 29.12.1998 N Ф09-807/98-АК, Постановление ФАС Уральского округа от 25.05.1998 N Ф09-279/98-АК, Постановление ФАС Северо - Западного округа от 26.05.1998 N А56-1230/98.

В. А.Александров

Центр исследований

проблем налогообложения

и бухгалтерского учета

25.02.2003