Индивидуальный предприниматель, занимающийся предпринимательской деятельностью в сфере оптовой торговли, закупил товары для их дальнейшей реализации. При закупе товаров получил счет - фактуру и документ, подтверждающий факт оплаты товара. По окончании налогового периода при заполнении декларации по налогу на доходы физических лиц выяснилось, что документ, подтверждающий факт оплаты товара, утерян

Можно ли учесть расходы на приобретение таких товаров при исчислении налога на доходы на основании данных, имеющихся в счете - фактуре?

Ответ: Согласно п.9 Порядка учета доходов и расходов, утвержденного совместным Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N N 86н, БГ-3-04/430, выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты, обеспечивающие возможность проверки достоверности сведений, указанных в первичных документах и поименованных в п.9 Порядка учета.

При оформлении любой хозяйственной операции по приобретению товара к накладной на отпуск товара или другому документу, в котором фиксируется отпуск товаров, как то: товарному чеку, счету - фактуре, договору, торгово - закупочному акту должен прилагаться документ, подтверждающий факт оплаты товара, а именно: кассовый чек или квитанция к приходному кассовому ордеру, или платежное поручение с отметкой банка об исполнении, или документ строгой отчетности, свидетельствующий о фактически произведенных расходах.

Первичные учетные документы признаются таковыми в двух случаях, первый - если они составлены по форме первичной учетной документации, содержащейся в альбомах унифицированных форм. Второй - если они составлены по формам, которые содержат обязательные реквизиты: наименование документа (формы); дату составления документа; при оформлении документа от имени: юридических лиц - наименование организации, от имени которой составлен документ, ее ИНН; индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, номер и дата выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН; физических лиц - фамилия, имя, отчество, наименование и данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, ИНН, если он имеется; содержание хозяйственной операции с измерителями в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (для юридических лиц); личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники.

Счет - фактура не входит в перечень документов, содержащейся в альбомах унифицированных форм, утвержденных Госкомстатом России. Более того, он не содержит всех обязательных реквизитов, перечисленных в п.9 Порядка учета. Согласно п.1 ст.169 НК РФ счет - фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном гл.21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ.

Таким образом, при отсутствии документа, подтверждающего факт оплаты, индивидуальный предприниматель не вправе отнести расходы по покупке товара на уменьшение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.

Н. Н.Стельмах

Советник налоговой службы РФ

II ранга

31.01.2003