Правомерно ли составление более одного акта по разным видам налогов после проведения выездной налоговой проверки в случае, если в решении руководителя налогового органа о проведении проверки указан только период, за который организация подлежит проверке?

Ответ: Согласно п.1 Порядка назначения выездных налоговых проверок, утвержденного Приказом МНС России от 08.10.1999 N АП-3-16/318, решение руководителя налогового органа должно содержать указание на вопросы, по которым проводится проверка. Если в решении руководителя налогового органа о проведении налоговой проверки указан только период, за который проверяется деятельность организации, то в этом случае подразумевается, что проверка проводится по всем видам налогов.

В соответствии с п.1 ст.100 Налогового кодекса РФ по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями.

Согласно п.2 указанной статьи в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Кроме того, в соответствии с п.1.2 Инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах" в акте выездной налоговой проверки подлежат отражению все выявленные в процессе налоговой проверки факты нарушений законодательства о налогах и сборах и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки.

Таким образом, оформление результатов выездной налоговой проверки производится единым документом - актом налоговой проверки, в котором отражаются все факты выявленных нарушений. Руководитель проверяемой организации вправе отказаться от подписания второго акта на основе письменных объяснений, представленных в налоговый орган согласно п.5 ст.100 НК РФ. При этом решение, вынесенное по второму акту проверки, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган или в суд в соответствии с порядком, установленным гл.19 НК РФ.

Е. Н.Сивошенкова

Советник налоговой службы

I ранга

03.01.2003