Организация имеет на праве собственности земельный участок. В кадастровом паспорте на земельный участок, которым владеет организация, кадастровая стоимость не определена. Нормативного акта исполнительного органа субъекта РФ по определению показателя кадастровой стоимости на земельные участки по месту учета налогоплательщика на 2011 г. принято не было

Организация исчислила и уплатила земельный налог исходя из нормативной цены земли.

Налоговый орган провел камеральную налоговую проверку налогоплательщика по земельному налогу, по результатам которой пришел к выводу, что налогоплательщик занизил налоговую базу по земельному налогу. Налоговый орган составил акт и принял решение о привлечении организации к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.

Правомерно ли решение налогового органа?

Ответ: Позиция налогового органа неправомерна.

Исходя из положений законодательства, регулирующих уплату земельного налога, а также исходя из однозначных и одинаковых позиций официального органа и арбитражных судов (после принятия Пленумом ВАС РФ Постановления от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога") в случае, когда кадастровая стоимость не определена, применима нормативная цена земли для целей налогообложения земельных участков, принадлежащих организациям и индивидуальным предпринимателям.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

В соответствии с п. 3 указанной статьи налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ (в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости).

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков представляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в ст. 65 ЗК РФ, применяется нормативная цена земли. Понятие нормативной цены земли содержится в ст. 25 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю". Так, нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 15.03.1997 N 319 "О порядке определения нормативной цены земли"). Представительные органы муниципальных образований, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга принимают решения (постановления) о нормативной цене земли в пределах муниципальных образований на налоговый период (на год).

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 15.03.1997 N 319 "О порядке определения нормативной цены земли" выдача заинтересованным лицам документа о нормативной цене земли конкретного земельного участка возлагается на районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

Таким образом, из анализа указанных выше норм следует, что применение нормативной цены земли для целей налогообложения в случае, когда кадастровая стоимость не определена, является правомерным.

Данный вывод подтверждается позицией официального органа по схожему вопросу.

Так, Минфин России в Письмах от 15.08.2012 N 03-05-05-02/85, от 13.08.2009 N 03-05-04-02/55 (направлено Письмом ФНС России от 01.10.2009 N ШС-17-3/178@) указывает на правомерность вывода о том, что к ситуации, когда кадастровая стоимость не определена, применима нормативная цена земли для целей налогообложения.

Судебная практика по аналогичным делам также однозначна ввиду принятия Пленумом ВАС РФ Постановления N 54. В п. 7 данного Постановления Пленум ВАС РФ однозначно указывает на то, что, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.

Таким образом, исходя из указанных выше норм, а также исходя из однозначной позиции официального органа и судов, в случае, когда кадастровая стоимость не определена, применима нормативная цена земли для целей налогообложения. Однако следует учитывать, что тогда, когда возможно применить кадастровую стоимость земельного участка, а налогоплательщик исполнил возложенную на него налоговую обязанность исходя из нормативной цены земли, ссылка на позицию Минфина России и Пленума ВАС РФ некорректна.

Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 04.05.2012 N А27-8320/2011 не принял довод организации о том, что у нее не было возможности исчисления земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка и она вправе была исчислить земельный налог исходя из определенной нормативной стоимости земельного участка. Суд поддержал позицию налогового органа, выразившуюся в том, что в спорный налоговый период подлежал применению удельный показатель кадастровой стоимости, установленный нормативным актом исполнительного органа субъекта РФ.

Определением ВАС РФ от 30.07.2012 N ВАС-9338/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

Е. В.Исакова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

26.08.2013