Расскажите об особенностях отнесения маркетинговых расходов на уменьшение налоговой базы у индивидуальных предпринимателей

Ответ: Согласно пп.16 п.47 Порядка учета доходов и расходов, утвержденного совместным Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430, к прочим расходам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, относятся расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с предпринимательской деятельностью, и реализацией товаров (работ, услуг). Таким образом, маркетинговые расходы относятся к прочим расходам и списываются в уменьшение налоговой базы в том налоговом периоде, в котором фактически была произведена их оплата (п.13 Порядка учета) при выполнении следующих условий.

Во-первых, следует учитывать норму ст.221 Налогового кодекса РФ, в которой говорится, что при исчислении налоговой базы право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики - индивидуальные предприниматели в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Следовательно, чтобы учесть маркетинговые расходы при исчислении налога на доходы, проводимые исследования должны быть непосредственно связаны с получением доходов от осуществления предпринимательской деятельности.

Во-вторых, еще одно важное требование учета расходов - они должны быть документально подтверждены, а именно: в документах (договорах, соглашениях, технических заданиях на проведение маркетинга) необходимо четко определить предмет исследования и круг вопросов, необходимых для решения. Результаты проведенных работ, например выполненных сторонней организацией, должны быть оформлены актом выполненных работ, а также отчетами о результатах проведения маркетинговых исследований. Их оплата должна быть подтверждена первичными документами, а именно кассовым чеком, или квитанцией к приходному кассовому ордеру, или платежным поручением с отметкой банка об исполнении, или документом строгой отчетности, свидетельствующим о фактически произведенных расходах (п.9 Порядка учета).

В-третьих, следует обратить внимание на то, что не всегда затраты на маркетинговые исследования можно включать в уменьшение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц как прочие расходы. В случае если индивидуальный предприниматель приобретает основные средства, то порядок их учета и списания становится иным, поскольку они включаются в первоначальную стоимость основного средства (п.24 Порядка учета) и списываются посредством начисления амортизации.

Н. Н.Стельмах

Советник налоговой службы РФ

II ранга

16.12.2002