Участие публично-правовых образований в закрытом акционерном обществе

(Юдин Д. С.) ("Право и экономика", 2012, N 9) Текст документа

УЧАСТИЕ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ЗАКРЫТОМ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ

Д. С. ЮДИН

Юдин Денис Сергеевич, эксперт Общественной палаты Российской Федерации, руководитель экспертно-юридического направления Всероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры". Специалист по корпоративному праву и реорганизации юридических лиц. Преподаватель (корпоративное право) Московской финансово-юридической академии. Слушатель Российской школы частного права. Родился 28 января 1983 г. В 2005 г. окончил Российскую академию правосудия. Автор следующих статей: Правопреемство и исключительное право на фирменное наименование // Корпоративный юрист. 2012. N 9; Реорганизация и ликвидация по-гонконгски // ЭЖ-Юрист. 2012. N 29; Имущественная ценность неимущественного права // ЭЖ-Юрист. 2012. N 22; Некоторые проблемы правового регулирования реорганизации акционерных обществ с участием публично-правовых образований // Право и экономика. 2011. N 12; Теоретико-правовая основа системы защиты прав акционеров и кредиторов при реорганизации акционерного общества // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2011. N 1; Право кредитора на информацию при реорганизации акционерного общества // ЭЖ-Юрист. 2010. N 43; Реорганизация компании. Какие нюансы помогут избежать досрочного исполнения обязательств кредиторам // Юрист компании. 2010. N 10; Правопреемство в корпоративных правоотношениях при реорганизации акционерного общества // Российское правосудие. 2009. N 9; Правопреемство в правоотношениях по выплате дивидендов при реорганизации акционерного общества // Корпоративный юрист. 2009. N 8; Изменения в законодательстве о реорганизации акционерных обществ // Право и суд в современном мире. 2009. Апрель; Проблемы определения элементов состава предприятия: персонал - составная часть предприятия как имущественного комплекса // Право и суд в современном мире. 2004. Апрель.

В статье рассматривается проблема участия публично-правовых образований в закрытом акционерном обществе. В теории и на практике распространено мнение, что закон не допускает участие государственных и муниципальных публично-правовых образований в закрытых акционерных обществах. На основе системного анализа действующего законодательства в статье сделан вывод, что закон не запрещает публично-правовому образованию приобретать акции закрытого акционерного общества иным способом, чем учреждение, да и право на учреждение ограничивает не во всех случаях.

Ключевые слова: Российская Федерация; субъект Российской Федерации; муниципальное образование; акционер; реорганизация; приватизация; имущественный комплекс; закрытое акционерное общество; открытое акционерное общество; унитарное предприятие.

Participation of public entities in closed joint-stock company D. S. Yudin

In article the problem of participation of public entities - the Russian Federation, its members, municipalities - in a closed joint-stock company is considered. There is a popular belief in theory and in practice that law does not allow participation of public entities in closed joint-stock companies. On the basis of the systemic analysis of the current legislation the author concludes that law does not prohibit a public entity to purchase shares of a closed joint-stock company except for a foundation, and even the latter is sometimes allowed.

Key words: Russian Federation; member of the Russian Federation; municipality; shareholder; reorganization; privatization; property complex; closed joint-stock company; open joint-stock company; unitary enterprise.

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) общества, учредителями которых выступают в случаях, установленных федеральными законами, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий), могут быть только открытыми. Если участие публично-правового образования в открытом акционерном обществе не вызывает сомнений, возможность в закрытом акционерном обществе не является столь однозначной. Существует мнение, что открытые акционерные общества, акционерами которых являются Российская Федерация или ее субъекты, не могут стать закрытыми в результате принятия на общем собрании решения о перемене типа общества и о внесении соответствующих изменений в устав в силу прямого запрета, установленного нормативными правовыми актами [1]. По-видимому, автор считает, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование не могут являться акционером закрытого акционерного общества. Больше сомнений вызывает ранее действовавший Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера". Так, открытые акционерные общества, акции которых находятся в государственной (муниципальной) собственности, не могут быть преобразованы в юридическое лицо иной организационно-правовой формы или участвовать в реорганизации, приводящей к созданию такого юридического лица. Закрытые акционерные общества, акционерами которых являются Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, подлежат до 1 января 1997 г. преобразованию в открытые акционерные общества в порядке, установленном законом, за исключением случаев, если более 75% голосующих акций этих обществ принадлежит в совокупности указанным акционерам и муниципальным образованиям (п. п. 3, 4) <1>. -------------------------------- <1> Указанный подзаконный нормативный правовой акт утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 2 февраля 2005 г. N 116.

Однако говорить о том, что действующее законодательство ограничивает участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в закрытом акционерном обществе, было бы неправильно. Толкуя норму п. 4 ст. 7 Закона об акционерных обществах a conrario, можно сделать вывод, что Закон не запрещает публично-правовому образованию приобретать акции закрытого акционерного общества иным способом, чем учреждение, да и право на учреждение ограничивает не во всех случаях. Пункт 4 ст. 7 Закона об акционерных обществах запрещает публично-правовому образованию создавать закрытое акционерное общество только в результате учреждения. Между тем понятия "участие" и "учреждение" отражают разные правовые основания приобретения корпоративных прав и обязанностей. По смыслу ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) п. 1 ст. 10 Закона об акционерных обществах под учредителем следует понимать лиц, которые приняли решение об учреждении акционерного общества. Однако приобрести акции закрытого акционерного общества можно и по иным основаниям. Указание в п. 4 ст. 7 Закона об акционерных обществах только на учреждение не является случайным. Закон различает случаи, когда участвуют в акционерных обществах Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальное образование, и случаи, когда участвуют государственные органы и органы местного самоуправления. Пункт 4 ст. 7 Закона об акционерных обществах предписывает Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям учреждать акционерные общества только в случаях, установленных законом. Для всех остальных случаев приобретения акций запрета не установлено. Напротив, п. 2 ст. 124 ГК РФ устанавливает, что к публично-правовым образованиям применяются нормы о юридических лицах, следовательно, следует допускать возможность участия публично-правового образования во всех юридических лицах, в которых возможно участие другого юридического лица, если это прямо не запрещено законом, в том числе и Законом о приватизации. В отношении государственных и муниципальных органов установлено иное правило. Действует презумпция того, что государственные и муниципальные органы не могут участвовать в акционерных обществах, если это прямо не разрешено законом (п. 4 ст. 66 ГК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 10 Закона об акционерных обществах). Иными словами, для государственных и муниципальных органов, напротив, установлена презумпция того, что орган не может не только учреждать, но участвовать любым способом в хозяйственных товариществах и обществах, если это прямо не разрешено законом (п. 4 ст. 66 ГК РФ). Вывод о том, что действующее законодательство не содержит запрета на участие публично-правовых образований в хозяйственных обществах, подтверждается и материалами судебной практики <2>. Иной подход к толкованию указанной нормы отражен в абз. 7 п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах", где суд расширяет случаи участия государства в акционерном обществе не только случаями учреждения, отмечая, что публичные субъекты могут выступать в качестве учредителей (участников) акционерных обществ с особенностями, предусмотренными Законом (п. 4 ст. 7 Закона об акционерных обществах). Представляется, что в данном случае суд необоснованно расширяет положения п. 4 ст. 7 Закона об акционерных обществах, который устанавливает ограничения только для случаев учреждения общества и не различает понятия "учреждение" и "участие". -------------------------------- <2> См.: Постановление ФАС Уральского округа от 25 сентября 2008 г. N Ф09-6823/08-С4 по делу N А60-3990/2008-С2.

Все случаи приобретения акций Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием можно охарактеризовать следующим: Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование могут стать акционером либо в результате создания общества (при учреждении или реорганизации) либо после создания общества в результате приобретения акций на основании договора или иной сделки (в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов акционерных обществ, в результате наследования или приобретения вымороченного имущества). Так, создание юридического лица возможно не только в результате учреждения, но и в результате реорганизации. Таким образом, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование могут стать акционером закрытого акционерного общества в результате размещения акций при реорганизации. Изменение типа акционерного общества не является реорганизацией <3>, таким образом, создание закрытого акционерного общества в результате реорганизации открытого акционерного общества не будет являться смешанной реорганизацией, в результате которой создается лицо иной организационно-правовой формы, которая не допускается действующим законодательством <4>. Таким образом, возможно создание закрытого акционерного общества, в результате слияния, разделения, выделения открытого акционерного общества акционером которого будет Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Возможно также присоединение открытого акционерного общества с участием публично-правового образования к закрытому акционерному обществу. -------------------------------- <3> Пункт 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах". <4> Пункт 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19.

Законом не установлено ограничений по приобретению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием акций закрытого акционерного общества в результате наследования или приобретения вымороченного имущества (ст. 1151 ГК РФ). Публично-правовое образование может стать участником акционерного общества в результате приобретения акций на основании договора или иной сделки. Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование может приобрести акции закрытого акционерного общества по договору дарения. Спорным является вопрос о том, может ли государство приобретать акции в общегражданском порядке на основании возмездной сделки. С одной стороны, согласно п. 2 ст. 235 ГК РФ по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц. Из текста данной статьи следует, что прекращение права государственной собственности возможно только в порядке приватизации. В юридической литературе было отмечено, что "...ст. 1 Закона о приватизации государственного имущества определяет приватизацию как отчуждение публичного имущества вообще, без уточнения его видов, а деньги являются одним из видов имущества (ст. 28 ГК РФ)" [2]. С другой точки зрения, более обоснованным представляет подход, согласно которому Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование могут приобретать акции только в порядке приватизации, а, следовательно, и теми способами, которые предусмотрены Законом о приватизации: "В противном случае громоздкая процедура приватизации с использованием способа, предусмотренного ст. 25 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", будет всегда менее предпочтительной, чем простое приобретение акций открытого акционерного общества в общегражданском порядке" [1]. Поскольку Закон о приватизации не предусматривает иных способов приобретения государством акций, за исключением предусмотренных ст. 25 Закона о приватизации, может показаться, что такой способ приобретения невозможен. В то же время существует общее правило п. 4 ст. 7 Закона об акционерных обществах, которое предусматривает возможность приобретения акций государством в общегражданском порядке. В юридической литературе было отмечено, что п. 2 ст. 235 ГК РФ следует исключить, поскольку он противоречит п. 1 ст. 217 ГК РФ, который "...предусматривает право, а не обязанность указанных хозяйствующих субъектов передавать принадлежащее им имущество в порядке приватизации" [3, с. 91]. Таким образом, по мнению автора, "...заключаемые в ходе приватизации сделки по приобретению в частную собственность приватизируемого имущества являются гражданско-правовыми договорами и в части, не урегулированной приватизационным законодательством, подпадают под действие общих норм гражданского права" [3, с. 85]. Согласно п. 1 ст. 2 Закона о приватизации государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество). Таким образом, покупка государством акций за деньги не попадает ни под первый случай (поскольку речь идет о случае, когда государство принимает оплату, а не совершает ее), ни под второй, поскольку купля-продажа акций не является сделкой по внесению имущества в уставный капитал. Купля-продажа государством акций не попадает под действие Закона о приватизации, следовательно, применяется п. 4 ст. 7 Закона об акционерных обществах, п. 2 ст. 124 ГК РФ которые не ограничивают возможность покупки государством акций закрытого акционерного общества у частных лиц. В отношении приобретения государством акций дополнительного выпуска (если государство не являлось учредителем общества) существуют определенные ограничения. Согласно п. 2 ст. 25 Закона о приватизации Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование вправе приобрести размещаемые дополнительные акции при увеличении уставных капиталов только открытых акционерных обществ. Таким образом, п. 4 ст. 7 Закона об акционерных обществах ограничивает право государства только на учреждение закрытых акционерных обществ, и то не во всех случаях. Пункт 4 ст. 7 Закона об акционерных обществах не распространяется на общества, созданные в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий. Можно ли данную норму толковать так, что общества, образованные в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, в каких-то случаях могут быть закрытыми? Для этого необходимо ответить на другой вопрос: что понимает законодатель под предприятием в данном случае? В действующем законодательстве под предприятием может пониматься как субъект права (ст. ст. 113 - 115, 294, 296 ГК РФ), так и объект права (ст. 132 ГК РФ). В пункте 4 ст. 7 Закона об акционерных обществах не имеется в виду унитарное предприятие. Акционерное общество может быть образовано в процессе приватизации унитарного предприятия только путем реорганизации в форме преобразования в открытое акционерное общество (подп. 1 п. 1 ст. 13 Закона о приватизации). Однако в п. 4 ст. 7 Закона об акционерных обществах речь идет об ограничении права публичного субъекта на учреждение акционерных обществ - законодатель использует термин "учредитель". Как указывалось выше, реорганизация и учреждение - разные способы создания юридического лица. Следовательно, создание общества в результате реорганизации в форме преобразования предприятия не может являться исключением для правила, в котором речь идет о создании акционерного общества в результате учреждения. Такое толкование противоречило бы логике. Таким образом, в п. 4 ст. 7 Закона об акционерных обществах речь идет о предприятии как имущественном комплексе. Действительно, предприятие как имущественный комплекс (ст. 132 ГК РФ), находящийся в государственной собственности, который может быть приватизирован путем внесения в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ при их учреждении (подп. 9 п. 1 ст. 13, п. 2 ст. 25 Закона о приватизации). В связи с этим возникает другой вопрос: почему в п. 4 ст. 7 Закона об акционерных обществах законодатель ограничился только отдельным видом имущества, находящегося в публичной собственности, - имущественными комплексами, и не указывает на иные вещи (например, недвижимость, ценные бумаги и др.), которые могут быть внесены в уставный капитал при учреждении акционерного общества в процессе приватизации (ст. 217 ГК РФ, п. 2 ст. 25 Закона о приватизации)? Хотя подп. 9 п. 1 ст. 13 Закона о приватизации говорит именно об имуществе, под которым следует понимать не только предприятие как имущественный комплекс. Представляется, что законодатель допустил ошибку, ограничив случаи образования акционерного общества публичным субъектом, подпадающего под действие Закона о приватизации только имущественного комплекса. На основании изложенного п. 4 ст. 7 Закона об акционерных обществах необходимо изложить в следующей редакции: 4. Общества, учредителями которых выступают в случаях, установленных федеральными законами, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственного и муниципального имущества), могут быть только открытыми. Таким образом, смысл п. 4 ст. 7 Закона об акционерных обществах сводится к следующему: если учреждение государством или муниципальным образованием осуществляется не в процессе приватизации, то возможно создание только открытого акционерного общества. Таким образом, напрашивается вывод о том, что п. 4 ст. 7 Закона об акционерных обществах допускает учреждение общества Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием не в процессе приватизации, а в общегражданском порядке. Однако неясно, в каком случае возможно учреждение государством акционерного общества не в процессе приватизации, учитывая, что, согласно п. 2 ст. 235 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации. Единственный подход, объясняющий исключение, предусмотренное п. 4 ст. 7 Закона об акционерных обществах, может быть следующий: учреждение акционерного общества Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в порядке, предусмотренном Законом о приватизации, осуществляется только в тех случаях, если имущество, вносимое в качестве вклада в уставный капитал, является вещью, поскольку, исходя из легального определения приватизации, предусмотренного ст. 1 Закона о приватизации, под приватизацией понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в собственность физических и (или) юридических лиц. Однако учреждение акционерного общества Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием возможно и путем оплаты уставного капитала такими неденежными средствами, которые не являются вещами (например, обязательственные права, в том числе безналичные денежные средства). Передача указанных объектов гражданских прав в качестве вклада в уставный капитал не попадает под легальное определение приватизации как возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности государства и муниципальных образований, в собственность частных лиц, а следовательно, не регулируется Законом о приватизации. Ratio leges п. 4 ст. 7 Закона об акционерных обществах следует толковать так, что законодатель стремился урегулировать случай учреждения акционерного общества, когда публичный субъект вносит в уставный капитал имущество казны, которое не является вещью. Поэтому законодатель в п. 4 ст. 7 Закона об акционерных обществах говорит о том, что если учреждение общества осуществляется Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием не в процессе приватизации, то такое учреждение возможно в случаях, прямо предусмотренных законом, и в этом случае акционерное общество может быть только открытым. На основании изложенного можно сделать вывод: государство может приобрести акции закрытого акционерного общества любым способом, за исключением учреждения, при котором уставный капитал оплачивается имуществом, находящимся в собственности государства. В то же время некоторые подзаконные акты упускают из виду то, что государство может быть акционером закрытого акционерного общества, в связи с чем в них должны быть внесены соответствующие изменения. В частности, к правомочиям Федерального агентства по управлению государственным имуществом относится осуществление прав акционера только в отношении открытых акционерных обществ <5>. -------------------------------- <5> См.: Пункт 1 Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738 "Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции")" // Российская бизнес-газета. 2004. N 48; п. 5.26 Постановления Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" // СЗ РФ. 2008. N 23. Ст. 2721.

Список литературы

1. Ломакин Д. В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах. М.: Статут, 2008; СПС "КонсультантПлюс". 2. Бартош В. М. Приватизация публичного имущества путем внесения его в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ // Законодательство. 2000. N 5. С. 32 - 38. 3. Кантор Н. Е. Гражданско-правовые проблемы создания и деятельности юридических лиц, учреждаемых публично-правовыми образованиями: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

Название документа