В налоговую инспекцию поступило извещение от банка об открытии им расчетного счета организации. На основании этого извещения инспекция сделала вывод о нарушении организацией срока подачи в налоговый орган сведений об открытии счета и вынесла решение о привлечении организации к ответственности на основании ст.118 Налогового кодекса РФ. При этом организация считает, что поскольку инспекция не составляла акт налоговой проверки и не известила организацию о выявленном налоговом правонарушении, тем самым лишив возможности представить в налоговый орган свои пояснения или возражения или доказать отсутствие вины, то этим она нарушила порядок производства по делу о налоговом правонарушении, установленный ст.101 Кодекса. Вправе ли налоговая инспекция привлечь организацию к налоговой ответственности в данном случае?

Ответ: Из п.1 ст.10 и п.1 ст.108 Налогового кодекса РФ следует, что налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения только по основаниям, предусмотренным гл.16 Кодекса, и в порядке, установленном гл.14 и 15 Кодекса, а налоговый орган обязан соблюдать этот порядок при осуществлении производства по делу о налоговом правонарушении. Порядок производства по делу о налоговом правонарушении установлен ст.101 Кодекса. Согласно ему решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель налогового органа (его заместитель) выносит по результатам рассмотрения материалов проверки. В силу ст. ст.82 и 87 Кодекса налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством проведения налоговых проверок - выездных и камеральных, а в соответствии со ст.88 Кодекса проверка данных учета и отчетности налогоплательщика осуществляется в порядке камеральной налоговой проверки, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом. Таким образом, ст.101 Налогового кодекса РФ предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, который налоговый орган обязан соблюдать при выявлении им налогового правонарушения в ходе осуществления налогового контроля в любой предусмотренной ст.82 Кодекса форме. Вместе с тем согласно пп.7 и 9 п.1 ст.21 и пп.7 п.1 ст.32 Кодекса налоговый орган обязан направить налогоплательщику копию акта налоговой проверки, а налогоплательщик вправе представить в налоговый орган пояснения по исчислению и уплате налогов, а также возражения по акту проведенной проверки. В соответствии с п.1 ст.101 Кодекса в случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации - налогоплательщика или их представителей. О времени и месте рассмотрения налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Только если, несмотря на извещение, налогоплательщик не явился, материалы проверки, включая представленные им возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие. В данном случае решение о привлечении организации к налоговой ответственности вынесено налоговым органом с нарушением требований ст. ст.21, 32, п.1 и п.2 ст.101 Налогового кодекса РФ, поскольку акт налоговой проверки не составлялся и налогоплательщик не был извещен о выявленном налоговом правонарушении и в иной форме, предусмотренной ст.88 Кодекса. Вследствие нарушения при вынесении указанного решения требований ст. ст.21, 32, 88 и 101 Кодекса организация была лишена возможности представить в налоговый орган свои пояснения или возражения или доказать отсутствие вины, что в силу ст.109 Кодекса исключает привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При таких обстоятельствах согласно п.2 ст.101 Кодекса налоговый орган принимает решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности.

М. Е.Федоринова

Советник налоговой службы

II ранга

13.11.2002