Некоторые особенности договора купли-продажи антиквариата

(Нуруллина Р. Т.) ("Нотариус", 2012, N 5) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ АНТИКВАРИАТА <*>

Р. Т. НУРУЛЛИНА

-------------------------------- <*> Nurullina R. T. Some features of the contract of sale of antiques.

Нуруллина Регина Талгатовна, аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета.

В статье анализируются проблемы гражданского оборота антиквариата, исследуется правовое регулирование договора купли-продажи антиквариата. Впервые выделены особенности договора купли-продажи антиквариата. Автором рассмотрены механизмы реализации предметов антиквариата посредством аукционных и электронных торгов. Проведен анализ особенностей аукционных и электронных торгов.

Ключевые слова: гражданский оборот, антиквариат, договор купли-продажи, аукцион.

The problems of civil turnover of antiques are analyzed in article, legal regulation of the purchase and sale agreement of antiques is researched. For the first time features of the purchase and sale agreement of antiques are allocated. The author considered mechanisms of implementation of subjects of antiques by means of the auction and electronic biddings. The features of the auction and electronic biddings are analysed.

Key words: Civil circulation, antiques, contract of sale, auction.

Всемирная сеть Интернет переполнена предложениями различного рода сделок с антиквариатом: купля-продажа, обмен, залог, хранение и другие, обещая при этом быстроту и качество. Тем не менее такие сделки происходят не всегда быстро, а о качестве реализуемых предметов антиквариата свидетельствует тот факт, что существует огромное количество подделок и разного рода мошенничества. Ежедневно в мире похищается 450 - 500 произведений живописи, ваяния, антиквариата, религиозного культа, археологических ценностей и других произведений культуры разных эпох <1>. -------------------------------- <1> См.: Панов В. П. Сотрудничество государств в борьбе с международными преступлениями. М.: Юрист, 1993. С. 49.

Безусловно, что на сегодняшний день гражданский оборот антиквариата нуждается в четком правовом регулировании, при котором будет обеспечена защита покупателей и продавцов от фальсификации, защита от продажи краденых вещей, будут урегулированы вопросы налогообложения и другие проблемные моменты. Дело в том, что в связи с принятием Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" государство отказалось от введения контроля в области торговли антиквариатом, вопреки официальной просьбе к Правительству Российской Федерации о введении государственного регулирования торговли предметами антиквариата и произведениями искусства на территории Российской Федерации (п. 2 Приказа Министерства культуры РФ от 16 марта 1992 г. N 115 "О первоочередных мерах по обеспечению охраны культурных ценностей" <2>). -------------------------------- <2> Приказ Министерства культуры РФ от 16 марта 1992 г. N 115 "О первоочередных мерах по обеспечению охраны культурных ценностей". [Электронный ресурс]. Дата обновления: 12.03.2012. Доступ из системы ГАРАНТ // ГАРАНТ ЭКСПЕРТ: ГАРАНТ-Профессионал / ООО НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ". 1990 - 2011. Версия от 12.03.2012.

Эта либерализация рынка соответствовала общей линии государственной политики, особенно в связи с возможным присоединением к ВТО, однако на состоянии рынка культурных благ это сказалось скорее негативно: по сведениям Министерства культуры, после отмены лицензирования торговли антиквариатом в первый же месяц кражи из музеев выросли почти в 20 раз в связи с бесконтрольной возможностью сбыта краденого. Антикварный рынок отреагировал попыткой создания профессионального сообщества, призванного установить саморегулирование в этой сфере <3>. Тем не менее ситуация с оборотом предметов антиквариата по-прежнему остается сложной из-за отсутствия единого нормативно-правового документа, регулирующего указанную область. -------------------------------- <3> Чуковская Е. Э. Правовые аспекты регулирования рынка культурных благ. Извлечение из книги "Предпринимательское право в рыночной экономике". М.: Новая правовая культура, 2004. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 12.03.2012. Доступ из системы ГАРАНТ // ГАРАНТ ЭКСПЕРТ: ГАРАНТ-Профессионал / ООО НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ". 1990 - 2011. Версия от 12.03.2012.

Одной из наиболее распространенных сделок с предметами антиквариата является сделка по купле-продаже. Договору купли-продажи антиквариата, оформляющему обязательство по переходу права собственности, присущи свои особенности. В соответствии с п. 3 ст. 454 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных ГК РФ или иным законом, особенности купли и продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами <4>. Предметы антиквариата действительно являются "товаром отдельного вида", обладающим не только экономической стоимостью, но и большой культурной значимостью. Культурная значимость вытекает из самой сущности предметов антиквариата, представляющих собой разновидность культурных ценностей. Указанным обстоятельством обусловлена специфика некоторых элементов купли-продажи антиквариата. -------------------------------- <4> Ст. 454 ГК РФ.

Так, к существенному условию договора купли-продажи антиквариата следует отнести условие о цене, поскольку уникальный характер предметов антиквариата не позволяет применить п. 1 ст. 424 ГК РФ <5> "в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления". -------------------------------- <5> Ст. 424 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Российская газета. N 238 - 239. 08.12.1994.

Что касается оформления договора купли-продажи антиквариата, то здесь следует отметить следующее. ГК РФ не содержит специальных правил о форме и государственной регистрации сделки в отношении движимых культурных ценностей, а, следовательно, и предметов антиквариата. Однако специальным законодательством о культурных ценностях установлены особые правила в отношении оформления сделок с движимыми культурными ценностями. Так, согласно ст. 45 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" сделки в отношении движимых культурных ценностей должны заключаться в письменной форме <6>. Этим же Законом предусмотрены последствия несоблюдения письменной формы сделки: "...сделки, заключенные с нарушением установленного порядка, признаются недействительными" <7> (ч. 3 ст. 45). -------------------------------- <6> Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" // Российская газета. N 92. 15.05.1993. <7> Ч. 3 ст. 45 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" // Российская газета. N 92. 15.05.1993.

Иные требования <8>, например государственная регистрация, к оформлению сделок по купле-продаже антиквариата отсутствуют. Вопрос о государственной регистрации сделок с движимыми культурными ценностями и предметами антиквариата напрямую связан с проблемой учета указанных объектов. Урегулировать оборот предметов антиквариата, как движимых культурных ценностей, несравнимо сложнее, чем оборот культурных ценностей, относимых к недвижимости. По мнению Д. В. Мазеина, решить эту проблему можно с помощью системы реестрового учета гражданских прав на культурные ценности и сделок. При этом система должна носить универсальный характер и распространяться на все без исключения культурные ценности, вне зависимости от вещного статуса этих ценностей, формы собственности на них или нахождения их в составе каких-либо фондов <9>. -------------------------------- <8> Так, например, сделки с движимыми культурными ценностями, включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации, на основании Закона РФ от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" подлежат государственной регистрации в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации. См.: Закон РФ от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" // СЗ РФ. 27.05.1996. N 22. Ст. 2591. <9> См.: Мазеин Д. В. Журнал российского права. 2004. N 9.

С одной стороны, такая система реестрового учета решила бы ряд проблем, связанных с правонарушениями в области оборота предметов антиквариата. Но с другой, сам оборот этих предметов будет существенно затруднен, что, в свою очередь, не будет способствовать легальному развитию рынка антиквариата в России. На наш взгляд, следует перенять положительные моменты международного опыта в области торговли антиквариатом, например, принять этический кодекс. Как известно, большую роль в урегулировании оборота антиквариата на международном уровне играют кодексы поведения и кодексы профессиональной этики. Этические кодексы не подменяют правовые нормы, а дополняют их, способствуют очищению международной торговли антиквариатом от незаконных предметов. Одним из первых кодексов такого рода стал Британский практический кодекс 1986 г. для контроля за международной торговлей произведениями искусства. Данный кодекс действует для аукционных домов "Кристис" и "Сотбис", а также объединения лондонских торговцев произведениями искусства, британской ассоциации антикваров и других профессиональных организаций в области антиквариата. Основные положения этого Кодекса: британские торговцы произведениями изобразительного искусства и антикварными ценностями обязуются в меру своих максимальных возможностей не ввозить, не вывозить и не передавать право собственности на предметы в тех случаях, когда у них имеются разумные основания полагать, что: а) продавец не имеет надлежащего права собственности на объект; б) ввозимый предмет был получен или ввезен из страны, откуда он происходит, в нарушение законов этой страны <10>. -------------------------------- <10> Богуславский М. М. Судьба культурных ценностей. М., 2006. С. 175.

Кроме того, в 1999 г. был принят международный этический кодекс торговцев культурными ценностями ЮНЕСКО <11>. Основное положение Кодекса - профессиональные торговцы культурными ценностями не должны ввозить, вывозить или передавать право собственности на эти ценности в случаях, когда у них есть разумные основания полагать, что эти ценности были украдены, незаконно отчуждены, тайно добыты в ходе археологических раскопок либо незаконно вывезены из страны их происхождения. Под разумными основаниями понимается, прежде всего, требование по отношению к торговцам культурными ценностями проверять происхождение предметов, с которыми им приходится иметь дело. -------------------------------- <11> Там же.

Будучи предметом договора купли-продажи, антиквариат чаще всего <12> реализуется посредством аукционов или электронных торгов. Указанные механизмы реализации имеют ряд особенностей. -------------------------------- <12> См.: Вилков А. И. Международные конвенции и национальное законодательство в сфере сохранения и защиты культурных ценностей. Правовые и правоприменительные аспекты: Курс лекций. М., 2009. С. 165.

В частности, при продаже антиквариата посредством аукционных торгов следует отметить проблему отсутствия универсального международно-правового документа и единообразного регулирования на национальном уровне разных стран. Так, на международном уровне Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 г. (далее по тексту - Конвенция ЮНЕСКО 1970 г.) не регулирует аукционную торговлю, но содержит общие правила оборота культурных ценностей, влияющие на аукционную торговлю. В частности, ст. 7 (a) Конвенции закрепляет общую обязанность государства принимать все необходимые меры, направленные на предотвращение приобретения музеями и другими аналогичными учреждениями культурных ценностей, которые были незаконно вывезены из другого государства. Кроме того, в целях эффективного контроля перемещения культурных ценностей ст. 6 (a) Конвенции предусматривает учреждение специального свидетельства, которым государство - экспортер удостоверяет свое разрешение на вывоз культурной ценности, а ст. 6 (b) закрепляет запрет вывоза культурных ценностей без такого свидетельства <13>. -------------------------------- <13> Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 г. // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993.

Аукционная торговля ведется на основе типовых обычных правил, сложившихся в ходе многовековой практики международных аукционных домов. Эти правила имеют свои особенности, так как торговля антиквариатом является инвестиционно привлекательной для многих государств. Во-первых, здесь применяются правила, отличные от обычной купли-продажи товаров. В отношении договора, заключенного на аукционе, применяется право страны, где проводится аукцион. Именно это право рассматривается в законодательстве ряда стран как право страны, с которой договор наиболее тесно связан <14>. -------------------------------- <14> Вилков А. И. Международные конвенции и национальное законодательство в сфере сохранения и защиты культурных ценностей. Правовые и правоприменительные аспекты: Курс лекций. М., 2009. С. 165.

Во-вторых, специфика аукционной торговли и, соответственно, правового положения аукционного дома состоит в том, что аукционный дом выступает в качестве посредника. Как правило, аукционный дом не является собственником предметов искусства, выставляемых на торги, а действует лишь как агент. Следовательно, правовые обязанности аукционера перед продавцом основаны на нормах договора комиссии или агентского договора. В Российской Федерации к продаже предметов антиквариата применяются общие правила Гражданского кодекса РФ о договоре комиссии <15>. Аукционер, действуя по поручению продавца (комитента), имеет фидуциарную обязанность "действовать добросовестно и в интересах продавца". -------------------------------- <15> Ст. 990 - 1004 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Российская газета N 23, 24, 25 от 6, 7, 8 февраля 1996 г.

В-третьих, в мире аукционных торгов сформировалось множество противоречивых институтов обычного права. Например, практика установления скрытой (конфиденциальной) оговорки о цене между аукционистом и продавцом, оговорка об ограничении/отказе аукциониста от гарантии и др. Тем не менее судебная практика последних лет выступает в защиту покупателя. Это имеет практические результаты. Так, на сегодняшний день торговцы антиквариатом несут личную ответственность за гарантию подлинности тех предметов искусства, которые они продают. Аукционные дома "Кристис" и Сотбис" установили ограниченную гарантию подлинности авторства на период пять лет со дня продажи имущества <16>. -------------------------------- <16> См.: Вилков А. И. Международные конвенции и национальное законодательство в сфере сохранения и защиты культурных ценностей. Правовые и правоприменительные аспекты: Курс лекций. М., 2009. С. 168.

На уровне национального правового регулирования торгам (в форме аукциона или конкурса) посвящены ст. 447, ст. 448 и ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации. Порядок их проведения более подробно регламентирован в законодательстве о государственных закупках, несостоятельности (банкротстве) и исполнительном производстве (публичных торгах). В литературе <17> торгам, как способу заключения договора уделено достаточно внимания. Об аукционных торгах предметами антиквариата лишь упоминается в ст. 51 Основ законодательства Российской Федерации о культуре. Там указывается, что организации культуры осуществляют внешнеэкономическую деятельность, специализированную торговлю, в том числе аукционную, произведениями искусства, изделиями народных художественных промыслов, изобразительной продукцией, предметами антиквариата в порядке, установленном законодательством Российской Федерации <18>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Общие положения" (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное). ------------------------------------------------------------------ <17> См.: Агарков М. М. Понятие сделки по советскому гражданскому праву // В сб.: Избранные труды по гражданскому праву: В 2 т. Т. II. М., 2002. С. 452; Нестерович Н. В., Смирнов В. И. Конкурсные торги на закупку продукции для государственных нужд / Под ред. А. Г. Свинаренко. М., 2000. С. 360; Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право: Общие положения. М., 1998. С. 682; Попондопуло В. Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб., 1994. С. 208; а также: Гатаулина Л. Ф. Правовое регулирование организации и проведения торгов: Автореф. дис. ... к. ю.н. Краснодар, 2007. С. 207; Сахабутдинова Д. Н. Торги как субинститут договорного права и юридическая процедура: Автореф. дис. ... к. ю.н. Казань, 2007. С. 183; Волков К. Н. Торги как способ заключения договора: Автореф. дис. ... к. ю.н. Екатеринбург, 2006. С. 149; Турсунова Ю. С. Торги как способ заключения договора: Автореф. дис. ... к. ю.н. СПб., 2004. С. 181. <18> Ст. 51 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) // Российская газета. N 248. 17.11.1992.

Следует отметить, что в современном мире все более популярной становится электронная торговля предметами антиквариата. Она приобрела поистине глобальный и разветвленный характер. Однако, несмотря на такую динамику, электронная коммерция содержит огромный массив неразрешенных вопросов законодательного регулирования. В числе основных можно назвать порядок проведения расчетов между продавцом и покупателем, вопросы налогообложения, криптографической защиты и применения электронно-цифровой подписи. Правовой режим электронного обмена данными в международной и внутренней торговле представлен в виде примерного свода правил в Типовом законе ЮНСИТРАЛ "Об электронной торговле" (принят ЮНСИТРАЛ 12 июня 1996 г.) <19>, а также в директивах Европарламента и Совета Европейского союза "О заочной торговле" от 20 мая 1997 г. и "Об электронной торговле" 2000 г. <20>, и международной конвенции "О заключении договоров в электронной форме" <21>. Поэтому при осуществлении электронных торгов предметами антиквариата в первую очередь следует руководствоваться указанными актами. -------------------------------- <19> Типовой закон ЮНСИТРАЛ "Об электронной торговле" (принят ЮНСИТРАЛ 12 июня 1996 г.). Текст Типового закона приводится по официальному изданию ООН, Нью-Йорк, 1996 г. Типовой закон об электронной торговле Комиссии ООН по праву международной торговли по общему правилу применяется в качестве обычая делового оборота. <20> Директива 97/7/EC Европарламента и Совета Европейского Союза "О заочной торговле" от 20 мая 1997 г. и Директива 2000/31/EC Европарламента и Совета Европейского союза об определенных юридических аспектах услуг информационного общества в особой электронной коммерции на Внутреннем рынке (директива "Об электронной торговле") от 8 июня 2000 г. // Official Journal of the European Communities 17/7/2000. <21> Report of the United Nations Commission on International Trade Law. 40th session, 14 - 18 October 2002, Vienna ACN.9/WG. IV/WP.97 - Provisional Agenda.

На уровне Российской Федерации приняты Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (взамен Федерального закона от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", прекратившего действие с 01.07.2013), Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612. Однако с 2000 г. по настоящее время не принят федеральный закон "Об электронной торговле", хотя проекты этого федерального закона неоднократно рассматривались Государственной Думой РФ <22>. В результате такой правовой неопределенности и недостаточности регулирования электронная торговля в России часто не в состоянии преодолеть правовые препятствия, которые могут возникнуть в силу общеобязательных положений национального законодательства или сложившейся судебной практики. -------------------------------- <22> См.: Дашян М. С. Право информационных магистралей (Law of information highways): вопросы правового регулирования в сфере Интернет [Электронный ресурс] М.: Волтерс Клувер, 2007. Дата обновления: 12.03.2012. Доступ из системы ГАРАНТ // ГАРАНТ ЭКСПЕРТ: ГАРАНТ-Профессионал / ООО НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ". 1990 - 2011. Версия от 12.03.2012.

Подводя итог, отметим, что договор купли-продажи антиквариата имеет свои особенности, обусловленные в первую очередь спецификой самого предмета договора. Однако вынуждены отметить, что на сегодняшний день при отсутствии правил антикварной торговли любой человек, получивший предмет антиквариата, может его продать без каких-либо последствий и санкций, так как факт сделки не регистрируется. Поэтому многие коллекционеры попадают в неприятные ситуации, когда покупают фальшивые или краденые предметы. Несомненно, проблема гражданского оборота антиквариата нуждается в четком правовом регулировании. Надеемся, что в ближайшее время указанные вопросы будут разрешены, тем более в рамках грядущих изменений в законодательстве. В частности, согласно Плану законопроектной деятельности Федерального Собрания РФ, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 2425-р <23>, будет принят новый Федеральный закон "О культуре" (взамен Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"), будут внесены изменения в ст. 150 Налогового кодекса Российской Федерации (в части отмены уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, отнесенных к культурным ценностям), а также будут внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии. Кроме того, в обществе широко обсуждается внесение поправок в Налоговый кодекс РФ о налоге на роскошь <24>. -------------------------------- <23> Интернет-портал Правительства РФ // URL: http://правительство. рф/docs/17743/. <24> Правовая оценка законопроекта "О налоге на предметы роскоши" (интервью с А. М. Бабаковым, заместителем председателя Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи, руководителем фракции "Справедливая Россия" - "Родина" (народно-патриотический союз)" // Законодательство. 2007. N 9 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 12.03.2012. Доступ из системы ГАРАНТ // ГАРАНТ ЭКСПЕРТ: ГАРАНТ-Профессионал / ООО НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ". 1990 - 2011. Версия от 12.03.2012.

------------------------------------------------------------------

Название документа