Необходимо ли представлять бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию в случае, если организация временно не осуществляет предпринимательскую деятельность? Применяются ли в данном случае административные меры воздействия за ее непредставление (несвоевременное представление)?

Ответ: Статья 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. Федерального закона от 28.03.2002 N 32-ФЗ) устанавливает, что бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительной записки.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (п.3 ст.13 Федерального закона "О бухгалтерском учете").

Пунктом 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в ред. Приказа Минфина России от 24.03.2000 N 31н), установлено, что организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности (п.32 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации). Кроме того, результаты деятельности организации должны отражаться в ее бухгалтерской отчетности независимо от наличия у нее объекта налогообложения по какому-либо виду налога и отсутствия финансово - хозяйственной деятельности.

В соответствии с п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

Кроме того, законодательство о налогах и сборах не содержит каких-либо оснований для непредставления бухгалтерской отчетности, даже в случаях неосуществления организацией предпринимательской деятельности.

Статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) предусмотрена ответственность должностных лиц организаций за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов.

В примечании к данной статье Кодекса указано, что под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. При этом диспозиция ст.15.11 Кодекса содержит требование о представлении бухгалтерской отчетности.

Таким образом, должностные лица организации, в обязанность которых входит представление в налоговый орган бухгалтерской отчетности, подлежат привлечению к административной ответственности за ее непредставление, несвоевременное представление или представление по неустановленной форме даже в тех случаях, когда организацией за отчетные периоды не осуществлялась предпринимательская деятельность.

Е. В.Виговский

Центр исследований

проблем налогообложения

и бухгалтерского учета

10.11.2002